МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Районный Отдел Образования МОУ ООШ с. Невежкино Белинского РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 25.08.2024г СОГЛАСОВАНО на заседании педсовета протокол№1 от 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО директор школы Каратаева В.И. приказ №77 от 30.08.2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2616979 ) по учебному предмету «Основы компьютерной грамотности» 2024-2025 учебный год 6 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа Основы компьютерной грамотности разработана на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа Основы компьютерной грамотности даѐт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам. Программа Основы компьютерной грамотности определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа Основы компьютерной грамотности является основой для составления авторских учебных программ, тематического планирования курса учителем. Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Основы компьютерной грамотности в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Изучение Основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи учебного предмета «Основы компьютерной грамотности » – сформировать у обучающихся: 2 понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырѐх тематических разделов: цифровая грамотность; теоретические основы информатики; алгоритмы и программирование; информационные технологии. На изучение информатики на базовом уровне отводится в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы компьютерной грамотности » Изучение информатики в 6 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая: − формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; − формирование понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и ИТ в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; − обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.; − формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; 3 − воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы компьютерной грамотности » Учебный предмет «Основы компьютерной грамотности » в основном общем образовании отражает: − сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; − основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; − междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Учебный предмет «Основы компьютерной грамотности » в основном общем образовании интегрирует в себе: − цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов; − теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учѐт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах; − информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Основные грамотности » задачи учебного — сформировать предмета «Основы компьютерной у обучающихся: 4 − понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; − знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; − базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; − знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; − умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; − умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; − умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. − Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырѐх тематических разделов: 1. цифровая грамотность; 2. теоретические основы информатики; программирование; 4. информационные технологии. 3. алгоритмы и МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы компьютерной грамотности » В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 6 классе. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счѐт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа Основы компьютерной грамотности для 6 класса составлена из расчѐта общей учебной нагрузки 34 часа в год: 1 час в неделю. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. 5 Курс Основы компьютерной грамотности основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даѐт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение Основ компьютерной грамотности в 6 классе поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цифровая грамотность Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. Теоретические основы информатики Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объѐм данных. Бит – минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Алгоритмизация и основы программирования Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Информационные технологии Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение Основ компьютерной грамотности в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета 6 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета Патриотическое воспитание: − ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; − понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; − заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: − ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; − готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; − активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет Гражданское воспитание: − представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; − ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; − стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; − стремление оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: − наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; − овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; − наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Формирование культуры здоровья: 7 − установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ; − соблюдение временных норм работы с компьютером. Трудовое воспитание: − интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. Экологическое воспитание: − наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: − освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: − умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; − умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; − самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: − формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; − оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; − прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: 8 − выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; − применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; − выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; − выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; − ценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; − запоминать и систематизировать информацию. Универсальные и коммуникативные действия Общение: − сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; − публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); − выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов Совместная деятельность (сотрудничество): − понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; − принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; − выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; − оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; − сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: − выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; − составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; 9 − составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): − владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; − учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; − оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: − ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: − осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объѐмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ − ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу); − работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов; − защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты; − пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; − иметь представление об основных единицах измерения информационного объѐма данных; − сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; − разбивать задачи на подзадачи; − составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами; − объяснять различие между растровой и векторной графикой; − создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов; − создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы; 10 − создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации. 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (33 часа) Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), ресурсы Темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение Тема 1. Компьютер (1 час) Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на основе учебных действий) Учебное содержание РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (4 часа) Типы компьютеров: персональные Раскрывать смысл изучаемых понятий. компьютеры, встроенные компьютеры, Характеризовать типы персональных суперкомпьютеры компьютеров. Входной контроль информатики 5 класса знаний за курс Виды, формы контроля (корректируются по мере подготовки и проведения урока) Тестирование; Индивидуальные задания. Самооценка с использованием «Оценочного листа» Интернет (Ссылки на ЭОР указываются по мере подготовки и проведения урока), мультимедиа программы, электронные учебники, задачники, библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции ЦОР. https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ 12 Тема 2. Файловая часа) система (2 Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги) Путь К файлу (папке, каталогу) Полное имя файла (папки, каталога) Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов) Поиск файлов средствами операционной системы Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выполнять основные операции с файлами и папками. Находить папку с нужным файлом по заданному пути Письменный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа» https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ Практические работы 1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов) 2. Поиск файлов средствами операционной системы Проверочная работа №1. Цифровая грамотность Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов) Тема 3. Защита от вредоносных программ (1 час) Тема 4. Информация и информационные процессы (2 часа) Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ. Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире. Выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи. Практические работы Осуществлять обработку информации по 1. Преобразование информации, заданному алгоритму. Разрабатывать представленной в форме таблиц и диаграмм, алгоритм преобразования информации. в текст. Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа» Практическая работа; индивидуальные задания. Самооценка с использованием «Оценочного листа» https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ 13 Тема 5. Двоичный код (2 часа) Тема 6. Единицы измерения информации (2 часа) Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объѐм данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Проверочная работа №2 Теоретические основы информатики Раскрывать смысл изучаемых понятий. Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Раскрывать смысл изучаемых понятий. Применять в учебных и практических задачах соотношения между единицами измерения информации. Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов. Письменный опрос; индивидуальные задания. Самооценка с использованием «Оценочного листа» https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php Письменный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа» https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов) 14 Тема 7. Основные алгоритмические конструкции (8 часов) Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Практические работы 1. Разработка программ для управления Тема 8. Вспомогательные алгоритмы (4 часа) исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов 2. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы 3. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования. Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем, исправлять в них ошибки. Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл». Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять разбиение задачи на подзадачи. Анализировать работу готовых вспомогательных алгоритмов (процедур). Практические работы 1.Разработка Самостоятельно создавать вспомогательные программ для управления исполнителем в алгоритмы среде текстового программирования с (процедуры) для решения поставленных использованием вспомогательных задач. алгоритмов (процедур). 2. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами. Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; индивидуальные задания https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ Тестирование; Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ Проверочная работа №3 Алгоритмизация и основы программирования 15 Раздел 4. Информационные технологии (10 часов) Тема 9. Векторная графика (3 часа) Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Практические работы Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании векторного изображения. Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможности масштабирования, размер файлов, сфера применения). Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с https://bosova.ru/met использованием odist/authors/informa «Оценочного листа»; tika/3/eor6.php Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Нумерованные, маркированные и Определять условия и возможности многоуровневые списки Добавление таблиц в применения программного средства для текстовые документы решения типовых задач. Практическая работа; https://bosova.ru/met Устный опрос; Самооценка с odist/authors/informa tika/3/eor6.php использованием «Оценочного листа»; Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений. 1. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию). 2. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу). Текстовый процессор Структурирование https://t-1i.buryatschool.ru/site /pub?id=192 https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ 3. Тема 10. Текстовый редактор (4 часа) информации с помощью списков https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ Практические работы Создание документов маркированными списками 1. небольших текстовых с нумерованными, и многоуровневыми Создание небольших документов с таблицами Создание одностраничного 2. текстовых документа, 16 содержащего списки, таблицы, иллюстрации Тема 11. Создание интерактивных компьютерных презентаций (3 часа) Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки Практические работы Создание презентации с гиперссылками. 1. Создание презентации с интерактивными элементами. 2. Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать структуру презентации с гиперссылками. Планировать структуру презентации с интерактивными элементами Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Тестирование. https://bosova.ru/met odist/authors/informa tika/3/eor6.php https://lbz.ru/metodis t/authors/informatika /3/eor6.php https://resh.edu.ru/su bject/19/6/ Проверочная работа №4 Информационные технологии Резерв – 1 час 17 Календарно-тематическое планирование (поурочное планирование) № Тема урока п/ п Раздел 1. Цифровая грамотность Правила гигиены и техника безопасности при работе с компьютерами. Компьютер. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры 2. Иерархическая файловая система Файлы и папки (каталоги). Путь К файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога) Практическая работа №1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок(каталогов) 3. Поиск файлов средствами операционной системы Практическая работа №2. Поиск файлов средствами операционной системы 4. Проверочная работа №1. Цифровая грамотность 1. Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов) Количество часов пр ко ак нт ти ра ро че бо Всего ль ра ск т н бо ыт ие ы е ы 4 1 2 Виды, формы контроля из уч ен ия Да та 1 0 0 Устный опрос, 08.09 интерактивное задание 1 0 1 Устный опрос, 15.09 практическая работа 1 0 1 Устный опрос, практическая работа 1 1 0 Проверочная работа 6 1 1 5. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Защита от вирусных программ. Встроенные антивирусные средства операционных систем. 1 0 0 Устный опрос, индивидуальные карточки 6. Информационные процессы и информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Практическая работа №3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст. 1 0 1 Устный опрос, практическая работа 7. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. 1 0 0 Устный опрос, решение заданий по карточкам 15 Информационный объѐм данных. Единицы измерения информации. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. 9. Информационный объѐм данных. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). 10. Проверочная работа №2 Теоретические основы информатики Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования 11. Основные алгоритмические конструкции. 1 0 0 Устный опрос, решение заданий по карточкам 1 0 0 1 1 0 Решение заданий по карточкам Устный опрос Проверочная работа 12 1 1 0 5 0 12. Среда текстового программирования. 1 0 0 13. Управление исполнителем (исполнитель Черепаха). 1 0 0 14. Управление исполнителем (исполнитель Черепаха). 1 0 0 15. Циклические алгоритмы. Переменные. 1 0 0 16. Практическая работа №4. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы 1 0 1 8. Устный опрос, индивидуальные карточки Устный опрос, индивидуальные карточки Устный опрос, индивидуальные карточки Устный опрос, индивидуальные карточки Устный опрос, индивидуальные карточки Устный опрос, практическая работа 19 Практическая работа №5. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов Практическая работа №6. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования. 1 0 1 Устный опрос, практическая работа 1 0 1 Устный опрос, практическая работа Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. 20. Практическая работа №7. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). 21. Практическая работа №8. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами. 22. Проверочная работа №3 Алгоритмизация и основы программирования Раздел 4. Информационные технологии 23. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Практическая работа №9. Исследование возможностей векторного графического редактора Масштабирование готовых векторных изображений 24. Практическая работа №10. Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию). 25. Добавление векторных рисунков в документы. Практическая работа №11. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу). 1 0 0 1 0 1 Устный опрос, индивидуальные задания Устный опрос, практическая работа 1 0 1 Устный опрос, практическая работа 1 1 0 Проверочная работа 17. 18. 19. 10 1 1 0 8 1 Устный опрос, практическая работа 1 0 1 Устный опрос, практическая работа 1 0 1 Устный опрос, практическая работа 20 26. Текстовый процессор Структурирование информации с помощью списков Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки 1 27. Практическая работа №12. Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками Добавление таблиц в текстовые документы. Практическая работа №13. Создание небольших текстовых документов с таблицами 1 0 1 1 0 1 Устный опрос, практическая работа Практическая работа №14. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации Создание интерактивных компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки Практическая работа №15. Создание презентации с гиперссылками. Практическая работа №16. Создание презентации с интерактивными элементами. Итоговая контрольная работа 1 0 1 1 0 1 Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа 1 0 1 1 1 0 1 1 0 33 4 16 28. 29. 30. 31. 32. 33. Проверочная работа №4 Информационные технологии Всего часов: 0 0 Устный опрос, индивидуальные задания Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Итоговая контрольная работа Проверочная работа 21 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Информатика, 6 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 2. 3. 1. • Информатика, 6 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Информатика (базовый уровень). Реализация ФГОС основного общего образования : методическое пособие для учителя / Л. Л. Босова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/29/ http://school-collection.edu.ru/catalog/ Нормы оценивания учебного предмета «Информатика» Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются тематическими контрольными работами или тестовыми заданиями. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент задани я 9 % и более 5 7 -9 % 5 54 -% 7 % 0 менее 4 % 50% выполнения Отметка « 5» « 4» « 3» « 2» При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения; • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта; • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения; • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационнокоммуникационных технологий. Исходя из норм (четырехбалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий; «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Для устных ответов определяются следующие критерии оценок: оценка «5» выставляется, если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику; правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. оценка «4» выставляется, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. оценка «3» выставляется, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. оценка «2» выставляется, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Для письменных работ учащихся: оценка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок; в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). оценка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы. оценка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. оценка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом: оценка «5» ставится, если: учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК; работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; оценка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи; правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %); работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. оценка «3» ставится, если: работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи. оценка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.