Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классс2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №1
от 25.08.2024г

СОГЛАСОВАНО
На заседании педсовета
Протокол №1
от «30» августа 2024г

.

.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ ООШ
с.Невежкино Белинского
района Пензенской области
.
Каратаева В.И
Приказ №77
от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2323836)
учебного предмета
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(для 5–9 классов образовательных организаций)

с. Невежкино 2024

1

Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» для
обучающихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
• Авторская программа по финансовой грамотности, 5-7 классы, авторы
программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТАПРЕСС» - 2020.
• Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы
общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В.
Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2020.
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 №
253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
2

Метапредметными результатами являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
- умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление;
проведение простых финансовых расчѐтов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
3

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
5 класс
«Финансовая грамотность» являются курсом, реализующим интересы
обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области
экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 Деньги, их история, виды денег.
 Семейный бюджет.
 Кредиты. Виды кредитов.
 Социальные пособия. Пенсия. Налог.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение
о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение.
Метапредметными результатами являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
4

• формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
• определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление;
проведение простых финансовых расчѐтов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
6 класс
«Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области
5

экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 Деньги, современные деньги России и других стран;
 Семейный бюджет, хозяйственная деятельность семьи.
 Кредиты. Виды кредитов.
 Социальные пособия.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение
о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.
Метапредметными результатами являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
6

Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
• определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление;
проведение простых финансовых расчѐтов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
7 класс
Целями изучения финансовой грамотности выступают формирование
активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности и нравственного поведении в области
экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 Деньги, роль денег в нашей жизни;
 Семейный бюджет, структура семейных доходов и расходов;
 Кредиты. Виды кредитов.
 Социальные службы;
 Пенсионная система РФ;
 Налоговая система РФ.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются:
7

 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение
о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.
Метапредметными являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
• определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными: результатами являются:
8

• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление;
проведение простых финансовых расчѐтов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
8 класс
В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой
точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в
финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем
умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных
условиях финансового мира.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более
сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется
планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции
поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из
различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для
получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с
предыдущими классами) финансовых отношений.
Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8
классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических
понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а
также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно
взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как
банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных
финансов;
9

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами
обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения
курса:
— сформировать умение анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их
решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых
проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное
планирование поведения в сфере финансов;
— сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и
оценивать свои поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские
карты, финансовое мошенничество, финансовое планирование, форс-мажор,
страхование,
бизнес, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система.
9 класс
Обучающиеся 9 классов способны расширять свой кругозор в
финансовых
вопросах
благодаря
развитию
обще-интеллектуальных
способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает
осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека.
Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося,
не только формировать в нѐм умение действовать в сфере финансов, но и
подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно
научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы
действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время
основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать
финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения
проблемы семьи.
Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у обучающихся
9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических
понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а
также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно
взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как
банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
10

Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформировать ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами
обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения
курса:
— сформировать умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их
решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых
проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное
планирование поведения в сфере финансов;
— сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и
оценивать свои поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов еѐ определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в
сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих
финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Место учебного предмета в учебном плане
Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета
«Финансовая культура», — 136 ч (один час в неделю в каждом классе):
5—6 класс — 34 ч (учебный курс может быть реализован в любом из
классов);
7 класс — 34 ч;
11

8 класс – 34 ч;
9 класс – 34 ч.
Учебный предмет реализуется в зависимости от возможностей
образовательных организаций.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс (34 часа)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую
грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа
«Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы
семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой
необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение
практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный
бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от
этого защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных
событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических
задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой
полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».
Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов».
Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач
«Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое
задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)».
Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный
бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного
бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются
подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в
современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Минипроект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
6 класс (34 часа)
12

Раздел 1. Основная проблема экономики
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение
экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа
«Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра
«Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество
(ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект
«Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач
«Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнесплана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение
экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где
потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со
штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая
спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических
задач «Кривая предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач
«Дефицит и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая
работа «Заем, виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы».
Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность
Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Личное финансовое планирование
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации
«Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех
13

измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех
капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового
благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая
беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история
заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов».
Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая
работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые
пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач
«Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа
«Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты:
риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать
ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования:
как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в
драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»
Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа
«Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные
программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии
Познавательная
беседа
«Государственное
пенсионное
страхование».
Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы».
Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними
работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая
консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью
решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность»
8 класс (34 часа)
Раздел 1. Потребительская культура
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления
учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о
культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон
14

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа
«Разнообразие
человеческих
потребностей
и их
классификация».
Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами.
Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы
торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги?
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа
«Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет
школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее
виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».
Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления
учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем
продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать
продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и
обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый
стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными
услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в
дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей».
Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей».
Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на
судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он
возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских
проектов учащихся
Раздел 10. Защита проектов
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может
происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
15

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От
чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»
Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»
Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое
планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на
разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно
сделать ещѐ, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребѐнка, потеря кормильца».
Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и
техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем
поможет
страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная
беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый
стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое
дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»
Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в
валюте?» Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами
«Какие налоги мы платим?»
16

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»
Конференция по курсу «Основы финансовой грамотности».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№

Тема занятия

Раздел 1. Доходы
расходы семьи
1

2
3

4

Теоретическа Практическ Формы/виды
я часть
ая часть
занятия,
деятельности
3
7
и

Введение. Познавательная
беседа «Почему так важно
изучать финансовую
грамотность?»
Познавательная
беседа
«Деньги»
Интерактивная
беседа
«Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры»
Творческое
задание
«Доходы семьи»

1
Беседа
1

Беседа

1

Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия
Сюжетно –
ролевая игра

1

5

Работа со статистикой
«Расходы семьи»

1

6

Викторина
«Предметы
первой необходимости»
Викторина
«Товары
длительного
пользования»
Решение
практических
задач
«Услуги.
Коммунальные услуги».
Ролевая игра «Семейный
бюджет»
Практическая
работа
«Долги.
Сбережения.
Вклады»

1

7

8

9
10

1

Сюжетно –
ролевая игра

1

Сюжетно –
ролевая игра

1

Сюжетно –
ролевая игра
Беседа,
практические
занятия

1

17

11

12

13
14

15

16
17
18
19

20

21

Раздел 2. Риски потери
денег и имущества и как
человек может от этого
защититься
Решение
практических
задач «Особые жизненные
ситуации и как с ними
справиться»
Дискуссия
«Экономические
последствия
непредвиденных
событий»
Решение логических задач
«Страхование»
Познавательная
беседа
«Страховая
компания.
Страховой полис»
Творческая
работа
«Страхование имущества,
здоровья, жизни»
Раздел 3. Семья и
государство: как они
взаимодействуют
Мини-исследование
«Налоги»
Аналитическая
работа
«Виды налогов»
Познавательная
беседа
«Социальные пособия»
Решение экономических
задач
«Социальные
выплаты»
Проект «Государство –
это мы»
Раздел 4. Финансовый
бизнес: чем он может
помочь семье
Решение
проблемной
ситуации «Как спасти
деньги от инфляции»

2

3

1

Беседа,
практические
занятия

1

1
1

1

2

Беседа
1

Практическое
занятие
Беседа

1

Творческое
задание

1

Творческое
задание

1

1

18

Практические
занятия
Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия

3

1

2

Беседа,
практические
занятия

10
Беседа

22

Творческое
задание
«Банковские услуги»

1

23

Практическая
работа
«Вклады (депозиты)»
Деловая игра «Кредит.
Залог»
Составление бизнес-плана
«Собственный бизнес»
Ролевая
игра
«Возможности работы по
найму и собственного
бизнеса»
Сюжетно-ролевая
игра
«Примеры
бизнеса,
которым
занимаются
подростки»
Разработка бизнес-плана

1

Решение логических задач
«Валюта в современном
мире»
Познавательная
беседа
«Валюта разных стран».
Мини-проект
«Благотворительность».
Проект
«Личный
финансовый план».
Раздел 5. Что такое
финансовая
грамотность
Что такое финансовая
грамотность
Конференция по курсу
«Финансовая
грамотность».

1

24
25
26

27

28
29

30
31
32

33
34

6 класс
№

Тема занятия

1
1
1

1

Сюжетноролевая игра

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа

1
1
1
2

Беседа,
практическое
занятие
Практическое
занятие
Сюжетноролевая игра
Практическое
занятие
Сюжетноролевая игра

Творческое
занятие
Практическое
занятие

0

1

Беседа

1

Конференция,
беседа

Теоретическа Практическ Формы/виды
я часть
ая часть
занятия,
деятельности
19

1

2

3

4
5

6
7

8
9

10

11

12

13

Раздел
1.
Основная
проблема экономики

1

Познавательная беседа
«Понятие и параметры
выбора»
Решение экономических
задач
«Альтернативная
стоимость»
Практическая
работа
«Сетка
принятия
решения»
Раздел 2. Без чего не
может обойтись рынок
Познавательная
беседа
«Частная собственность»
Сюжетно-ролевая
игра
«Конкуренция»
Раздел
3.
Формы
организации бизнеса
Познавательная
беседа
«Единоличное владение»
Деловая
игра
«Товарищество (ТО и
ТОО)
Ролевая
игра
«Акционерное общество»
Мини-проект
«Организация фирмы»
Раздел 4. Знакомство с
бизнес-планом
Мини-проект
«Знакомство с бизнеспланом»
Решение
практических
задач
«Организация
фирмы»
Решение экономических
задач
«Составление
бизнес-плана»
Творческое
задание
«Реклама»

1

1

2
Беседа
1

Практическое
занятие

1

Беседа,
практические
занятия

1

1

Беседа
1

1

3

1

Беседа
1

Сюжетно –
ролевая игра

1

Сюжетно –
ролевая игра
Практическое
занятие

1
1

5

1

1

1

1

20

Сюжетно –
ролевая игра

Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия
Творческое
занятие

14
15

16

17

18

19

20

Ролевая игра «Работа
фирмы»
Решение экономических
задач
«Распродажа
продукции.
Подсчѐт
прибыли»
Раздел
5.
Ты
–
потребитель
Работа с документами
«Права потребителя»
Правовая
консультация
«Как и где потребитель
может защитить свои
права»
Практическая
работа
«Знакомство со штрих –
кодами»
Конкурс
на
самое
экономное использование
ресурсов
Раздел 6. Законы спроса
и предложения
Аналитическая
работа
«Закон спроса»

1
1

2

2
Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия

1

1

1

1

Практические
занятия

1

Творческое
занятие

3

1

21

Решение экономических
задач «Кривая спроса»

1

22

Практическая
работа
«Закон предложения»

1

23

Решение экономических
задач
«Кривая
предложения»
Раздел
7.
Рыночное
равновесие
Рыночное равновесие
Познавательная
беседа
«Рыночное равновесие»
Решение экономических
задач
«Дефицит
и
избыток на рынке»

1

24
25
26

2

Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия

1
Беседа
Беседа

1
1
1
21

Сюжетноролевая игра
Практическое
занятие

Практическое
занятие

27

28

29
30

31

32

33
34

Раздел 8. Возникновение
банков
Интерактивная
беседа
«Банковские
услуги:
кредит, депозит»
Практическая
работа
«Заем, виды займов»
Раздел 9. Потребитель
финансовых услуг
Деловая игра «Работа
банка»
Деловая игра «Я хочу
взять кредит»
Раздел 10. Профессии
банковской сферы
Сюжетно-ролевая
игра
«Знакомство
с
профессиями банковской
сферы»
Дискуссия
«Значение
работы
банков
для
потребителей»
Раздел 11. Проектная
деятельность
Деловая игра
Конференция
«Финансовая
грамотность»

7 класс
№

1

по

1

1
Беседа

1

1

Творческое
задание

1

Сюжетноролевая игра
Сюжетноролевая игра

1
1

1
1

Беседа

1

1

курсу

Сюжетноролевая игра

1

Сюжетноролевая игра
Практическое
занятие

Тема занятия

Теоретическа Практическ Формы/виды
занятия,
я часть
ая часть
деятельности
3
2
Личное

Раздел 1.
финансовое
планирование
Дискуссия «Роль денег в
нашей жизни»

1

22

Беседа

2

3

4
5

6

7

8

9

10

11

12
13
14

Решение
проблемной
ситуации «Потребление
или инвестиции?»
Аналитическая
работа
«Активы
в
трех
измерениях. Враг личного
капитала»
Творческая
работа
«Модель трех капиталов»
Мини-проект
«Ресурсосбережение
основа
финансового
благополучия»
Раздел 2. Финансы и
кредит
Познавательная
беседа
«Основные
понятия
кредитования»
Практическая
беседа
«Виды кредитов».

1

Познавательная
беседа
«Что такое кредитная
история заемщика?»
Решение экономических
задач
«Арифметика
кредитов».
Аналитическая
работа
«Плюсы
моментальных
кредитов».
Аналитическая
работа
«Минусы моментальных
кредитов».
Круглый
стол
«Финансовые пирамиды».
Познавательная
беседа
«Ипотека».
Решение экономических
задач
«Арифметика
ипотеки».
Раздел
3.
Расчетнокассовые операции

1

Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практические
занятия

1

1

Творческая
работа

1
Практическое
занятие
5

4

1
Беседа
Беседа,
практическое
занятие

1

Беседа
1

Практическое
занятие

1

Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия

1

1

Беседа

1

Беседа
1

2

23

1

Практическое
занятие

15
16

17

18

19

20

21
22

23

24

25
26

27

Решение
практических
задач «Обмен валют»
Познавательная
беседа
«Банковская ячейка и
банковский перевод»
Круглый
стол
«Банковские карты: риски
и управление ими»
Раздел 4. Инвестиции
Правовая консультация
«Основные
правила
инвестирования:
как
покупать ценные бумаги»
Правовая консультация
«Основные
правила
инвестирования:
как
продавать
ценные
бумаги»
Решение экономических
задач «Инвестиции в
драгоценные металлы»
Познавательная
беседа
«Что такое ПИФы?»
Выступления учащихся
«Депозиты и их виды».
Ролевая
игра
«Управляющие»
Раздел 5. Страхование
Творческая
работа
«Участники
страхового
рынка».
Аналитическая
работа
«Личное страхование».
Правовая
консультация
«Страховые
накопительные
программы»
Правовая
консультация
«Мошенники на рынке
страховых услуг»
Раздел 6. Пенсии

1
1

Беседа,
практические
занятия

1

4
1

Практическое
занятие
Беседа

2
Беседа

Беседа

1

1

Практическое
занятие

1

Беседа

1

Беседа,
практические
занятия
Ролевая игра

1
2

2
1

Беседа

1
1

24

Практическое
занятие
Беседа

1

2

Творческая
работа

1

28

29

30

31

32

33

34

Познавательная
беседа
«Государственное
пенсионное страхование»
Познавательная
беседа
«Профессиональные
участники
пенсионной
системы»
Практическая
работа
«Негосударственные
пенсионные фонды: как с
ними работать?»
Раздел 7. Жилье в
собственность: миф или
реальность
Круглый стол «Жилье в
собственность: миф или
реальность?»
Правовая
консультация
«Жилищные
накопительные
кооперативы: как с их
помощью
решить
квартирный вопрос»
Практическая
работа
«Социальный
найм
жилья»
Раздел
8.
Итоговая
дискуссия
по
курсу
«Финансовая
грамотность»
Итоговая дискуссия по
курсу
«Финансовая
грамотность»

8 класс
№

Тема занятия

Раздел 1.
Потребительская
культура

1

Беседа

1

Беседа

1

2

Практическое
занятие

1

1

Беседа

1

Беседа,
практическое
занятие

1

1

1

Практическая
работа

0

Беседа

Теоретическа Практическ Формы/виды
я часть
ая часть
занятия,
деятельности
3
0

25

1

2

3

4
5

6

7

8
9
10

11

12

Познавательная беседа
«Что такое
потребительская
культура».
Выступления учащихся
«Потребление: структура
и нормы»

1

1

Беседа,
практическое
занятие

Круглый
стол
«Поговорим о культуре
питания»
Раздел 2. Потребитель и
закон
Познавательная
беседа
«Кто такой потребитель?»
Практическая
работа
«Разнообразие
человеческих
потребностей
и
их
классификация»
Интерактивная
беседа
«Психология
потребителя»
Работа с документами.
Потребность в защите:
Закон «О защите прав
потребителя».
Раздел 3. Потребитель –
король на рынке
Познавательная
беседа
«Что такое рынок?»
Ролевая игра «Виды и
способы торговли».
Решение экономических
задач «Дешевле только
даром»
Раздел 4. Куда уходят
деньги?
Дискуссия
«Разумные
расходы
–
статья
доходов»
Аналитическая
работа
«Статьи
доходов
и
расходов»

1

Беседа,
практические
занятия

Беседа

2

2

1

Беседа
1
Практическая
работа

1
Беседа
1
Практическое
занятие

1

1

Беседа
1

Сюжетноролевая игра

1

Практические
занятия

3

1
Беседа
1
26

Беседа,
практические
занятия

13

14

15

16
17

18

19

20

21

22

23

24

25

Деловая
игра
«Рациональный бюджет
школьника»
Познавательная
беседа
«Каждый платит налоги»
Раздел 5. Информация
для потребителя
Мини-исследование
«Источники информации»
Мини-проект «Реклама и
ее виды»
Практическая
работа
«Символы на этикетках,
упаковках, вкладышах»
Практическая
работа
«Читаем
этикетки,
упаковки, вкладыши»
Выступления учащихся
«Индекс Е: что он
означает»
Практическая
работа
«Классифицируем
продукты,
содержащие
индекс Е»
Раздел 6. Искусство
покупать
Практическая
работа
«Качество товаров»
Круглый
стол
«Как
покупать
продукты
питания?»
Решение
практических
задач «Как выбирать
одежду и обувь?»
Познавательная
беседа
«Бытовая техника: всерьез
и надолго»
Круглый стол «Всегда ли
товар можно обменять»

2

1

Сюжетноролевая игра

1

Беседа

4

1

1
1

1

Практическая
работа
Творческое
занятие

1

1

3

Беседа,
практическое
занятие
Практические
занятия
Практические
занятия

Беседа,
практические
занятия

2
1

1

1

Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия
Практические
занятия

1

Беседа

1

Беседа

27

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Раздел 7.
Потребительская
культура в сфере услуг
Решение экономических
задач
«Правила
пользования
коммунальными
услугами»
Выступления учащихся
«Это
должен
знать
каждый, отправляясь в
дорогу»
Раздел 8. Кто защищает
права потребителей
Познавательная
беседа
«Государственные органы
защиты
прав
потребителей»
Круглый
стол
«Общественные
организации по защите
прав потребителей»
Правовая консультация
«В
каких
случаях
потребитель имеет право
на судебную защиту?»
Дискуссия «Что такое
моральный вред и как он
возмещается?»
Правовая
консультация
«Кто
защищает
потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и
оформление творческих
исследовательских
проектов учащихся
Подготовка и оформление
творческих
исследовательских
проектов учащихся
Раздел
10.
Защита
проектов
Защита проектов

1

1

1

Беседа

1

4

Практическое
занятие

1

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

0

1

1

1
1
28

Беседа,
практическое
занятие

Практическое
занятие

0
Беседа

9 класс
№

1
2
3

4
5

6

7
8

9
10

11

Тема занятия

Теоретическа Практическ Формы/виды
занятия,
я часть
ая часть
деятельности
7
4
Раздел 1. Управление
денежными средствами
семьи
Происхождение денег
1
Беседа
Дискуссия «Деньги: что
это такое?»
Аналитическая
работа
«Что может происходить
с деньгами и как это
влияет на финансы нашей
семьи?»
Источники
денежных
средств семьи
Практическая
работа
«Какие бывают источники
доходов?»
Круглый стол «От чего
зависят
личные
и
семейные доходы?»
Контроль
семейных
расходов
Дискуссия
«Как
контролировать семейные
расходы и зачем это
делать?»
Построение
семейного
бюджета
Круглый стол «Что такое
семейный бюджет и как
его построить?»
Практическая работа «Как
оптимизировать
семейный бюджет?»
Раздел
2.
Способы
повышения семейного
благосостояния

1

Беседа

1
Беседа,
практические
занятия
1

Беседа
1

Практическая
работа

1
Беседа
1

Практическое
занятие

1
Беседа
1

Сюжетноролевая игра

1
Беседа
1

3

29

4

Практическая
работа

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Способы
увеличения
семейных
доходов
с
использованием услуг
финансовых организаций
Мини-исследование «Для
чего нужны финансовые
организации?»
Практическая работа «Как
увеличить
семейные
расходы
с
использованием
финансовых
организаций?»
Финансовое
планирование как способ
повышения
благосостояния
Познавательная
беседа
«Для
чего
нужно
осуществлять финансовое
планирование?»
Деловая
игра
«Как
осуществлять финансовое
планирование на разных
жизненных этапах?»
Осуществление
проектной работы (что
можно сделать ещѐ, чтобы
научиться большему)
Раздел 3. Риски в мире
денег
Особые
жизненные
ситуации и как с ними
справиться
Правовая
консультация
«ОЖС: рождение ребѐнка,
потеря кормильца».
Правовая консультация
«ОЖС: болезнь, потеря
работы, природные и
техногенные
катастрофы».

1
Беседа
1

Практическое
занятие

1

Практическая
работа

1

Беседа,
практическое
занятие

1

Беседа

6

1

Сюжетноролевая игра

1

Практическая
работа

2

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

30

Познавательная
беседа
«Чем
поможет
страхование?»
Риски в мире денег
Практическая
работа
«Какие
бывают
финансовые риски?»
Познавательная
беседа
«Что такое финансовые
пирамиды?»
Осуществление
проектной работы
Раздел 4. Семья и
финансовые
организации:
как
сотрудничать
без
проблем
Банки и их роль в жизни
семьи
Круглый стол «Польза и
риски банковских карт?»

1

Беседа

1

Беседа
Практическая
работа

29

Собственный бизнес

30

Мини-проект
«Как
создать свое дело?»
Валюта в современном
мире
Раздел 5. Человек и
государство: как они
взаимодействуют
Налоги и их роль в жизни
семьи
Пенсионное обеспечение
и финансовое
благополучие в старости
Конференция по курсу
«Основы
финансовой
грамотности»

22

23
24

25

26

27
28

31

32
33

34

1

Беседа

1

1
4

Практическое
занятие

1

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа
1

1
2

1
Беседа

1
1

1

31

Практическая
работа
Беседа

Практическое
занятие
Беседа

32

Учебно- методический комплекс:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТАПРЕСС, 2021.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации
для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
4. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные
материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
8-9 класс 1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТАПРЕСС, 2021.
2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для
учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2021.
4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные
материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru; 2. Сайт по основам финансовой грамотности
«Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru; 3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-izarplata; 4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ 5. Сайт «Все о страховании» — http://www.ostrahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
Нормы критерий оценивания учебного предмета финансовая грамотность.
Критерии оценивания устного ответа

33

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в
соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный,
правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования
обществоведческих понятий в контексте ответа.
Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
«5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием
исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
«4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа
(теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего
мнения с опорой на факты.
«3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с
опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
«2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без
аргументации.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2024-02-06-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-01-20-sm 5-9кл.xlsx (скачать)
2024-05-16-sm -5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-05-17-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-05-18-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-12-06-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».