МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 25.08.2024г СОГЛАСОВАНО На заседании педсовета Протокол №1 от «30» августа 2024г . . УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ ООШ с.Невежкино Белинского района Пензенской области . Каратаева В.И Приказ №77 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Идентификатор 2324081) учебного предмета «Читательская грамотность» для обучающихся 7-8 классов Невежкино 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмета «Читательская грамотность» для учащихся 7-8 классов составлена с опорой на: • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»; • Учебный план МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1) умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Планируемые результаты: Предметные результаты Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерѐдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Ученик научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Место учебного курса По учебному плану на предмет «Читательской грамотности» в 7 -8 классах отводится 34 часа в год в каждом классе (1 час в неделю) из части, формируемой участниками образовательной организации Общая характеристика предмета Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Содержание программы Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Итоговый контроль. Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Календарно-тематическое планирование для 7 класса № п/п Наименования разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме 1. Вводное занятие Работа с текстом 2. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста 3. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста 4. Поэтический текст как источник информации Практикум: самостоятельная работа с текстом 5. Сопоставление Работа с текстом: умение содержания текстов сравнивать и публицистического стиля противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера 6. Сопоставление Работа с текстом: умение содержания текстов сравнивать и публицистического стиля противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера 7. Общественная ситуация в Работа с текстом: умение текстах откликаться на содержание текста 8. Общественная ситуация в Работа с текстом: умение текстах связывать информацию, Дата по плану Дата по факту обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников 9. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования? Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации 10. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования? Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации 11. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования? Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации 12. Работа с текстом: как Практикум: самостоятельная преобразовывать работа с текстом текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования? 13. Типы текстов: текстобъяснение (объяснительное сочинение) Работа с текстом: умение анализировать текстобъяснение и писать объяснительное сочинение 14. Типы текстов: текстобъяснение (резюме) Работа с текстом: умение писать резюме 15. Типы текстов: текстРабота с текстом: умение объяснение (толкование) работать с текстом, содержащим толкование 16. Типы текстов: текстобъяснение (определение) Работа с текстом: умение давать определение 17. Типы текстов: текстобъяснение Практикум: самостоятельная работа с текстом 18. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора 19. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире 20. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для Работа с текстом: умение откликаться на форму текста: оценивать содержание текста и мастерство его исполнения анализа 21. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа Работа с текстом: умение откликаться на форму текста: оценивать содержание текста и мастерство его исполнения 22. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа Практикум: самостоятельная работа с текстом 23. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Знакомство с понятием «позиционные задачи» 24. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи 25. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи 26. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи 27. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Практикум: самостоятельная работа с текстом 28. Работа с несплошным текстом: информационные листы Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст информационного листа 29. Работа с несплошным текстом: объявления Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст объявления 30. Работа с несплошным текстом: графики Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя графики 31. Работа с несплошным текстом: диаграммы Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя диаграммы 32. Работа с несплошным текстом Практикум: самостоятельная работа с текстом 33. Итоговый контроль Комплексная работа с текстом 34. Итоговый контроль Комплексная работа с текстом № урок а Календарно- тематическое планирование 8 класс Наименование раздела и тема Количество часов Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – 12 часов 1. Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. 1 2. Типология текстов. Речевая ситуация. 1 3. Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). 1 4. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. 1 5. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. 1 6. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. 1 7. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская 1 позиция. 8. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. 1 9. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. 1 10. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. 1 11. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. 1 12. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. 1 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации – 14 часов 13. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). 1 Дата проведения 14. Вопросы по содержанию текста. 1 15. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. 1 16. Аргументы, подтверждающие вывод. 1 17. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 1 18. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 1 19. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. 1 20. Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу 1 21. Составление схем с опорой на прочитанный текст. 1 22. Составление схем с опорой на прочитанный текст. 1 23. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. 1 24. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. 1 25. Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. 1 26. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 1 Работа с текстом: оценка информации – 8 часов Оценка содержания, языковых особенностей и 27. структуры текста. 28. Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. 1 1 29. Достоверность и недостоверность информации в тексте. 1 30. Недостающая или избыточная информация. 1 31. Пути восполнения недостающей информации. 1 32. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 1 33. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. 1 34. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 1 34 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Пособие для учащихся 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020 Пособия для учителя 1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. 2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018 4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019 5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентября‖ 7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016. 8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017 9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. 10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018. 11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm 12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные обучающие программы Тренажѐрные компьютерные программы Экранно-звуковые пособия СD / DVD – проигрыватель Компьютер с программным обеспечением Экспозиционный экран Мультимедийный проектор Нормы оценивания учебного предмета «Читательская грамотность» Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: 1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. 2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. 3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения. 4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно. 5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи. 6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам. Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью. Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе. Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценка выразительного чтения художественных произведений Отметка «5» ставится, если: текст литературного произведения воспроизведен без ошибок; выполнены следующие требования к технике речи: ученик читает четко, внятно, соблюдает нормы орфоэпии, умело использует паузы для добора (пополнения запаса) воздуха; соблюдаются следующие требования к логике чтения: ученик владеет умением «читать знаки препинания», верно расставляет логические ударения, определяет место и характер пауз в тексте, владеет «шестью рычагами» выразительного чтения (громче - тише, выше - ниже, быстрее - медленнее); чтение отличается эмоционально-образной выразительностью: ученик воссоздает чувства в чтении «рисует интонацией», соблюдает паузы психологические, начальные, финальные. Отметка «4» ставится, если текст произведения воспроизведен без ошибок или с 1-2 ошибками, которые ученик исправляет сам, без подсказки, в основном выполняются требования к технике речи, к логике чтения и к эмоционально-образной выразительности исполнения литературного произведения. Отметка «3» ставится, если: текст произведения воспроизводится с ошибками (не более 3-5 в зависимости от размера исполняемого произведения), ученику требуется подсказка учителя, при этом требования к технике речи, к логике чтения в основном выполняются. текст произведения воспроизводится без ошибок, ученик читает четко, внятно, но не владеет умением «читать знаки препинания», расставлять логические ударения, паузы, читает монотонно, неэмоционально. Критерии оценивания пересказа 1. Ошибки в содержании - пропуск важного смыслового звена - пропуск нескольких смысловых звеньев - «сжатие» текста - фактические искажения - нарушение логической последовательности (перестановки) 2. Грамматическое и речевое оформление - затруднение с началом пересказа - отсутствие грамматического завершения текста - отсутствие (нарушение) связей между предложениями и частями - грамматические ошибки - речевые ошибки 3. Общее впечатление - «безадресность» пересказа - невыразительность пересказа Оценка подробного пересказа осуществляется по следующим критериям: - точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания); - последовательность изложения событий; - наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою); - качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лѐгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием); - наличие или отсутствие речевых недочѐтов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др. Отметка «5» ставится, если 1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Отметка «4» ставится, если I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Отметка «3»ставится, если 1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. Отметка «2» ставится, если 1) работа не соответствует теме и заданию; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста. Оценка письменных работ (отзыв, рецензия, тезисы, конспект) Любое высказывание учащихся в письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Критерии оценки письменных работ: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала: отбор существенных фактов и сведений для раскрытия темы и основной мысли работы; последовательность изложения, соблюдение причинно-следственных связей, наличие обобщений и выводов. При оценке речевого оформления письменных работ учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов; количество орфографических, пунктуационных и Основные критерии оценки Оценка «5» «4» «3» грамматических Критерии оценки Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис, приводя развивающие его исчерпывающие доводы (суждения), демонстрируя знание проблематики произведения и обоснованность суждений; фактические ошибки и неточности в ответе отсутствуют. Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, ограничиваясь только тезисом, не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает 1-2 фактические неточности. Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и понимание проблемы, предложенной в вопросе, но отвечает на вопрос поверхностно, не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает более ошибок двух фактических неточностей. «2» Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, или объясняет ее смысл крайне упрощенно, не знает проблематики произведения. Критерии оценки речевого оформления письменных работ Оценка «5» Критерии оценки В целом в работе допускается 1 – 2 речевых недочета. 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. «4» В целом в работе допускается не более 3 – 4 речевых недочетов. 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. В целом в работе допускается не более 5 речевых недочетов. «3» 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. В целом в работе допущено до 7 речевых недочетов. «2» 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Рекомендуется следующий примерный объем ученических работ: отзыв – 1-2 страницы рецензия – 3-4 страницы Оценка реферата Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; - соблюдения требований к оформлению. Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы; в) умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; г) самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста͵ единство жанровых черт. Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.). Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объѐму реферата. Учащийся представляет реферат на рецензию не позднее указанного срока. Для устного выступления учащемуся достаточно 10-20 минут. «5» баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована еѐ актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объѐм, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. «4» балла – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочѐты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объѐм реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. «3» балла – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. «2» балла – тема реферата не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание проблемы.