Рабочая программа по читательской грамотности 7-8 кл 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №1
от 25.08.2024г

СОГЛАСОВАНО
На заседании педсовета
Протокол №1
от «30» августа 2024г

.

.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ ООШ
с.Невежкино Белинского
района Пензенской области
.
Каратаева В.И
Приказ №77
от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Идентификатор 2324081)
учебного предмета «Читательская
грамотность» для обучающихся 7-8 классов

Невежкино 2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмета «Читательская грамотность» для учащихся 7-8
классов составлена с опорой на:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №
189);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования");
•
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС
ООО»;
•
Учебный план МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем
чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и
образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге,
работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения
интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как:
поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации;
оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы
социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов
разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования
полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных
партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного
тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека
понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата
рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место

среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется
«…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных
знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный
кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание
субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные
нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты






























Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь,
содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по
заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать
очерѐдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на
иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную
тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему
смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия
между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение
карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные
элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
выделять главную и избыточную информацию;













прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной
позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и
переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной
ситуации.
Место учебного курса

По учебному плану на предмет «Читательской грамотности» в 7 -8 классах отводится 34
часа в год в каждом классе (1 час в неделю) из части, формируемой участниками образовательной
организации
Общая характеристика предмета
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие
навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных
(возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,
образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем
создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического
развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении
склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие
универсальных компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как
источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в
текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего
использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование,
определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для
анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и
диаграммы.

Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий
подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления
материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование для 7 класса

№
п/п

Наименования
разделов и тем

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
по теме

1.

Вводное занятие

Работа с текстом

2.

Определение основной
темы и идеи в
лирическом
произведении.

Работа с текстом: умение
определять тему, идею
назначение текста

3.

Определение основной
темы и идеи в
лирическом
произведении.

Работа с текстом: умение
определять тему, идею
назначение текста

4.

Поэтический текст как
источник информации

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

5.

Сопоставление
Работа с текстом: умение
содержания текстов
сравнивать и
публицистического стиля противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера

6.

Сопоставление
Работа с текстом: умение
содержания текстов
сравнивать и
публицистического стиля противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера

7.

Общественная ситуация в Работа с текстом: умение
текстах
откликаться на содержание
текста

8.

Общественная ситуация в Работа с текстом: умение
текстах
связывать информацию,

Дата по
плану

Дата по
факту

обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
источников
9.

Работа с текстом: как
преобразовывать
текстовую информацию с
учѐтом цели дальнейшего
использования?

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя новые формы
представления информации

10.

Работа с текстом: как
преобразовывать
текстовую информацию с
учѐтом цели дальнейшего
использования?

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя новые формы
представления информации

11.

Работа с текстом: как
преобразовывать
текстовую информацию с
учѐтом цели дальнейшего
использования?

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя новые формы
представления информации

12.

Работа с текстом: как
Практикум: самостоятельная
преобразовывать
работа с текстом
текстовую информацию с
учѐтом цели дальнейшего
использования?

13.

Типы текстов: текстобъяснение
(объяснительное
сочинение)

Работа с текстом: умение
анализировать текстобъяснение и писать
объяснительное сочинение

14.

Типы текстов: текстобъяснение (резюме)

Работа с текстом: умение
писать резюме

15.

Типы текстов: текстРабота с текстом: умение
объяснение (толкование) работать с текстом,
содержащим толкование

16.

Типы текстов: текстобъяснение
(определение)

Работа с текстом: умение
давать определение

17.

Типы текстов: текстобъяснение

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

18.

Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,
предложенного для
анализа

Работа с текстом: умение
выводить заключение о
намерении автора

19.

Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,
предложенного для
анализа

Работа с текстом: умение
оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире

20.

Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,
предложенного для

Работа с текстом: умение
откликаться на форму текста:
оценивать содержание текста
и мастерство его исполнения

анализа
21.

Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,
предложенного для
анализа

Работа с текстом: умение
откликаться на форму текста:
оценивать содержание текста
и мастерство его исполнения

22.

Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,
предложенного для
анализа

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

23.

Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Знакомство с понятием
«позиционные задачи»

24.

Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи

25.

Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи

26.

Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи

27.

Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

28.

Работа с несплошным
текстом:
информационные листы

Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст информационного листа

29.

Работа с несплошным
текстом: объявления

Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст объявления

30.

Работа с несплошным
текстом: графики

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя графики

31.

Работа с несплошным
текстом: диаграммы

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя диаграммы

32.

Работа с несплошным
текстом

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

33.

Итоговый контроль

Комплексная работа с
текстом

34.

Итоговый контроль

Комплексная работа с
текстом

№
урок
а

Календарно- тематическое планирование 8 класс
Наименование раздела и тема
Количество
часов

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – 12 часов
1.

Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений.

1

2.

Типология текстов. Речевая ситуация.

1

3.

Функционально- стилевая дифференциация текстов
(разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль).

1

4.

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр
текста.

1

5.

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру и языковые средства.

1

6.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения
интереса, приобретения читательского опыта, освоения
и использования информации.

1

7.

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская

1

позиция.
8.

Способы связи предложений в тексте. Средства связи
предложений в тексте.

1

9.

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1

10.

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в неявном виде.

1

11.

Разные способы представления информации: словесно, в
виде символа, таблицы, схемы, знака.

1

12.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации.

1

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации – 14 часов
13.

Подробный и сжатый пересказ (устный и
письменный).

1

Дата
проведения

14.

Вопросы по содержанию текста.

1

15.

Формулирование выводов, основанных на
содержании текста.

1

16.

Аргументы, подтверждающие вывод.

1

17.

Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
напрямую.

1

18.

Составление на основании текста небольшого
монологического высказывания в качестве ответа на
поставленный вопрос.

1

19.

Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу.

1

20.

Преобразование таблицы в связный текст,
информации, полученной из схемы, в текстовую
задачу

1

21.

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

1

22.

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

1

23.

Формирование списка используемой литературы и
других информационных источников.

1

24.

Создание собственных письменных материалов на
основе прочитанных текстов: выписки из
прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего
использования, небольшие письменные аннотации к
тексту, отзывы о прочитанном.

1

25.

Создание небольших письменных текстов по
предложенной теме, представление одной и той же
информации разными способами, составление
инструкции к выполненному действию.

1

26.

Выступление перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

1

Работа с текстом: оценка информации – 8 часов
Оценка содержания, языковых особенностей и
27.
структуры текста.
28.

Выражение собственного мнения о прочитанном и
его аргументация.

1

1

29.

Достоверность и недостоверность информации в
тексте.

1

30.

Недостающая или избыточная информация.

1

31.

Пути восполнения недостающей информации.

1

32.

Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.

1

33.

Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения.

1

34.

Сопоставление различных точек зрения на
информацию.

1

34

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Пособие для учащихся
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М:
Просвещение, 2020
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для
учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.
Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования», 2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по
формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение,
2019
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников
школ.\\Социологические исследования
6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык
издательский дом ―Первое сентября‖
7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой
Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 /
Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.

8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для
учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и
развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.
11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и
развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы
Тренажѐрные компьютерные программы
Экранно-звуковые пособия
СD / DVD – проигрыватель
Компьютер с программным обеспечением
Экспозиционный экран
Мультимедийный проектор

Нормы оценивания учебного предмета «Читательская грамотность»
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность
ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и
поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при
анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,
свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии
идейноэстетического
содержания
произведения;
умение
пользоваться
основными
теоретиколитературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение
монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании
текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и
поступки героев и роль важнейших художественных средств
в раскрытии
идейнохудожественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но
недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для
подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня
чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль
важнейших художественных средств
в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение
монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка выразительного чтения художественных произведений
Отметка «5» ставится, если:
текст литературного произведения воспроизведен без ошибок;
выполнены следующие требования к технике речи: ученик читает четко, внятно,
соблюдает нормы орфоэпии, умело использует паузы для добора (пополнения запаса) воздуха;
соблюдаются следующие требования к логике чтения: ученик владеет умением
«читать знаки препинания», верно расставляет логические ударения, определяет место и
характер пауз в тексте, владеет «шестью рычагами» выразительного чтения (громче - тише, выше
- ниже, быстрее - медленнее);
чтение отличается эмоционально-образной выразительностью: ученик воссоздает
чувства
в
чтении
«рисует
интонацией»,
соблюдает
паузы психологические, начальные, финальные.
Отметка «4» ставится, если
текст произведения воспроизведен без ошибок или с 1-2 ошибками, которые
ученик исправляет сам, без подсказки,
в основном выполняются требования к технике речи, к логике чтения и к
эмоционально-образной выразительности исполнения литературного произведения.
Отметка «3» ставится, если:
текст произведения воспроизводится с ошибками (не более 3-5 в зависимости от
размера исполняемого произведения), ученику требуется подсказка учителя, при этом
требования к технике речи, к логике чтения в основном выполняются.

текст произведения воспроизводится без ошибок, ученик читает четко, внятно, но
не владеет умением «читать знаки препинания», расставлять логические ударения, паузы, читает
монотонно, неэмоционально.
Критерии оценивания пересказа
1. Ошибки в содержании
- пропуск важного смыслового звена
- пропуск нескольких смысловых звеньев
- «сжатие» текста
- фактические искажения
- нарушение логической последовательности (перестановки)
2. Грамматическое и речевое оформление
- затруднение с началом пересказа
- отсутствие грамматического завершения текста
- отсутствие (нарушение) связей между предложениями и частями
- грамматические ошибки
- речевые ошибки
3. Общее впечатление
- «безадресность» пересказа
- невыразительность пересказа
Оценка подробного пересказа осуществляется по следующим критериям:
- точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания);
- последовательность изложения событий;
- наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою);
- качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лѐгкая,
свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием);
- наличие или отсутствие речевых недочѐтов: необоснованное повторение одного и того же
слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в
неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных
слов и просторечий и др.
Отметка «5» ставится, если
1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа
отличается богатством словаря,
разнообразием
используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Отметка «4» ставится, если
I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения
от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении
мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Отметка «3»ставится, если
1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности
изложения;
3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Отметка «2» ставится, если
1) работа не соответствует теме и заданию;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено
стилевое единство текста.

Оценка письменных работ (отзыв, рецензия, тезисы, конспект)
Любое высказывание учащихся в письменной форме следует оценивать, учитывая
содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Критерии оценки письменных работ:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала: отбор существенных фактов и сведений для
раскрытия темы и основной мысли работы;
последовательность изложения, соблюдение причинно-следственных связей,
наличие обобщений и выводов.
При оценке речевого оформления письменных работ учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов;
количество орфографических, пунктуационных и
Основные критерии оценки
Оценка
«5»

«4»

«3»

грамматических

Критерии оценки
Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на
вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе,
предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис, приводя
развивающие его исчерпывающие доводы (суждения), демонстрируя
знание проблематики произведения и обоснованность суждений;
фактические ошибки и неточности в ответе отсутствуют.
Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на
вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе,
предлагает свое объяснение ее смысла, ограничиваясь только тезисом, не
связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает 1-2
фактические неточности.
Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и понимание
проблемы, предложенной в вопросе, но отвечает на вопрос поверхностно,
не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает более

ошибок

двух фактических неточностей.

«2»

Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, предложенной в
вопросе, или объясняет ее смысл крайне упрощенно, не знает
проблематики произведения.
Критерии оценки речевого оформления письменных работ

Оценка
«5»

Критерии оценки
В целом в работе допускается 1 – 2 речевых недочета.
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
В целом в работе допускается не более 3 – 4 речевых недочетов.
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и
3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
В целом в работе допускается не более 5 речевых недочетов.
«3»
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и
5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
В целом в работе допущено до 7 речевых недочетов.
«2»
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических
и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7
грамматических ошибок.
Рекомендуется следующий примерный объем ученических работ:
отзыв – 1-2 страницы рецензия – 3-4 страницы
Оценка реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии
его оценки:
новизна текста;
обоснованность выбора источника;
степень раскрытия сущности вопроса; - соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста:
а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта
известной проблемы;
в) умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
г) самостоятельность оценок и суждений;
д) стилевое единство текста͵ единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а)
соответствие плана теме реферата;
б) соответствие содержания теме и плану реферата;
в) полнота и глубина знаний по теме;
г) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному
вопросу

Обоснованность выбора источников:
а) оценка использованной литературы: привлечены ли
наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации
последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению:
а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной,
стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объѐму реферата.
Учащийся представляет реферат на рецензию не позднее указанного срока. Для устного
выступления учащемуся достаточно 10-20 минут.
«5» баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите
реферата: обозначена проблема и обоснована еѐ актуальность, сделан краткий анализ различных
точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция,
сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объѐм, соблюдены требования к
внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
«4» балла – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом
допущены недочѐты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует
логическая последовательность в суждениях; не выдержан объѐм реферата; имеются упущения в
оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
«3» балла – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В
частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании
реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты
отсутствует вывод.
«2» балла – тема реферата не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание
проблемы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2024-02-06-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-01-20-sm 5-9кл.xlsx (скачать)
2024-05-16-sm -5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-05-17-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-05-18-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-12-06-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».