МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 25.08.2024г СОГЛАСОВАНО На заседании педсовета Протокол №1 от «30» августа 2024г . . УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ ООШ с.Невежкино Белинского района Пензенской области . Каратаева В.И Приказ №77 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Риторика» для обучающихся 8 классов Невежкино 2024 г 1. Пояснительная записка В основу рабочей программы учебного предмета положена программа «Школьная риторика, 5-11 классы» под редакцией Т.А. Ладыженской, Москва, «Баласс». Цель данного курса – углубление знаний в различных видах общения и речевых жанрах. Предлагаемый курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практико ориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика –самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается. В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д. Общая характеристика учебного предмета «Риторика» В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока: – первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой; – второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры». Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков. Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении. Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д. Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему. Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству. Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности. В программу 8 класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются на примере конкретных речевых жанров. Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений; – большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.); – понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса. Главное внимание уделяется формированию риторических уменийдвух типов: – первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком); –вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п. 2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Риторика» ЛичностныеУУД: 1. Объясняет принципы продуктивного диалога 2. Вербально выражает в процессе диалога собственные чувства к собеседнику. 3. Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. 4. получил и проанализировал опыт обсуждения и установления норм поведения в отношении взрослых. 5. получил и проанализировал опыт участия в школьных и вне школьных мероприятиях. РегулятивныеУУД: 1.Обнаруживает и формирует учебную проблему. 2.Планирует пути достижения целей, отбирает методы. 3.Самостоятельно планирует и оценивает продукт своей деятельности. 4.Оценивает свои возможности достижения цели определенной сложности различной сфере. Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. 2. Определяет жанр иструктуру письменного документа в соответствии с поставленной целью. 3.Адекватно использует выразительные средства языка. 4.Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их. 5.Учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные УУД: 1.Знает основы ознакомительного и поискового чтения. 2.Умеет структурировать тексты. 3.Понимает переносный смысл выражений. 4.Употребляет различные обороты речи. 5.Самостоятельно проводит исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю). Час берѐтся из части, формируемой участниками образовательного процесса. 3. Содержание учебного предмета Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно: – риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; – риторические задачи; – риторические игры. Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: • что сказал говорящий (пишущий); • что хотел сказать (написать); • что сказал (написал) ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа: • восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего; • каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта; • что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения; • являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения; • может ли быть несколько правильных решений этой задачи; • какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения. Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: – кто говорит – пишет (адресант); – почему (причина, мотив); – для чего, зачем (задача высказывания); – что – о чем (содержание высказывания); – как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); – где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); – когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно). Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр. Многолетний опыт работы словесников, его низкая результативность убеждает, что развитие речи (включающее работу по культуре речи) как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает основной задачи риторики. Эта задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Риторические умения Понятийные и инструментальные знания Общение У–1. Определять основные Чему учит риторика. Что такое компоненты коммуникативной общение? Речевая ситуация. Кто (речевой) ситуации. говорит (пишет, слушает, читает)? – У–1. Восстанавливать и описывать Кому? Коммуникативная задача. речевую ситуацию на основе текста Что? Как? рисунка, фрагмента фильма. Виды общения У–1.Определять вид общения (по По количеству общающихся: один – количеству общающихся и по один; один – группа; один – много. средствам общения). Общение словесное – несловесное. У–1.Оценивать соответствие Кому? Коммуникативная задача. выбранного вида общения речевой Что? Как? ситуации. У–1. Осмысливать различия в Вежливость. В чем она состоит. оттенках вежливости, в том, что Вежливо – невежливо – грубо. такое истинная вежливость. У–2. Овладеть этикетными Этикетный диалог. Вежливый отказ. средствами вежливости в таких Комплименты. ситуациях, как просьба, отказ, Спор, но не ссора. комплимент, спор. У–2. Вести этикетный диалог. Этикетные диалоги. Речевая деятельность У–1. Определять, в какой мере Слушание. Правила для соблюдаются правила для слушающего. Рефлексивное и слушающего. нерефлексивное слушание. Значение У–1. Определять вид слушания и установки. приемы слушания. Приемы рефлексивного и У–1. Критически оценивать нерефлексивного слушания. слушание собеседников. У–1. Оценивать соответствие чтения Чтение и его суть. Значение заданий установке. установки. Виды чтения. У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями. У–1. Находить коммуникативные Письмо. Правка текста. Виды правки. недочеты. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. У–1. Различать условные Замени слова и выражения. Измени обозначения коммуникативных последовательность.) нарушений. У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора. У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты. У–1. Оценивать, характеризовать Голос, каким он может быть. голос товарища, персонажа. У–2. Распределять дыхание. У–2. Произносить скороговорки и Скороговорки. Докучные сказки. рассказывать докучные сказки. Кричалки. У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова. Качества речи У–1. Находить отклонения от норм в Правильная речь. Надо – нельзя. устной и письменной речи. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. У–1. Искоренять ошибки в своей Нормативные словари. Ортология. собственной речи. Хорошая речь. Богатство языка и У–1. Определять коэффициент богатство речи. Точность как лексического богатства речи. коммуникативное качество речи. У–1. Определять нарушения в Разные виды точности. точности речи Речевые жанры У–1. Определять замысел текста, Текст. Смысловая цельность и характеризовать, в какой мере связность текста. Замысел, как он удалось его реализовать. воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы. У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого). У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей. У–2. Составлять объявления устные и письменные. У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их. Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста. У–2. Рассказывать о случаях. Речь разговорная. Рассказ о себе. Речь деловая. Объявление устное и письменное. Речь художественная. Сказочные истории. Содержание учебного предмета «Риторика» в табличной форме Общение Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки высказыванию): 1) изобретение; 2) расположение; 3) выражение; 4) запоминание; 5) произнесение. Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки. Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля Виды общения Контактное – дистантное общение, их особенности. Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь. Несловесные средства Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. Несловесные средства Поза, ее коммуникативное значение. «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах. Молчание – золото? Устная речь Особенности устной речи. Ситуативность, избыточность. Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. к Приемы подготовки. Учимся отвечать Инструктивная речь. Сравнительная характеристика. Группировка и классификация (обобщающее высказывание) Качества речи Качества речи. Выразительная речь Учимся читать учебную литературу Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. Реферативное сообщение. Реферат (письменный). Риторика уважения Утешение. Редактирование Лингвистические словари. Словарная статья. Речевые жанры Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). Отчет о работе кружка. Автобиография. Протокол. Публичная речь Информационная речь: ее разновидности. Учимся спорить Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом. Культура выражения несогласия. Вторичные тексты Инсценировка Необычные (поликодовые) тексты История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. Прецедентные тексты Понятие о прецедентных текстах Бытовые жанры Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово. Газетные жанры Портретный очерк, его особенности. 4. Календарно-тематическое планирование уроков учебного предмета «Риторика» в 8 классе. (34 часа) № п\п тема Количество Дата по часов плану Дата по факту ОБЩЕНИЕ (1ч) 1. Что такое коммуникационная помеха. 1 2 Причины Коммуникационных 1 ошибок. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 3 Общение контактное-дистантное. 1 ПОДГОТОВЛЕННАЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ 4 Неподготовленная и частично 1 подготовленная устная речь. 5 Приемы подготовки устной речи. 1 НЕ ТОЛЬКО ЖЕСТЫ, МИМИКА, НО И ПОЗА 6 «Говорящие» жесты, мимика и позы 1 на рисунках и картинках. МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО 7 Удивительное средство. 1 УЧИМСЯ ОТВЕЧАТЬ 8 Сравнительно-сопоставительные 1 слова. 9 Инструктивная речь. 1 10 Группируем и классифицируем – 1 приводим знания в систему. КАЧЕСТВА РЕЧИ 11 Выразительность – особое качество 1 речи. 12 Такая разная выразительность. 1 УТЕШЕНИЕ 13 Виды утешений. 1 14 Речевые формулы утешений. 1 ЧИТАЕМ – УСВАИВАЕМ ИНФОРМАЦИЮ 15 Тезисы, конспекты. 1 ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА 16 Изобретение. Расположение. 1 Выражение. 17 Риторические фигуры. 1 УЧИМСЯ СПОРИТЬ 18 Способы доказательства. 1 19 Как построить аргументативный 1 текст. ИНСЦЕНИРОВКА 20 Что такое инсценировка. 1 21 Структурные части инсценировки. 1 ЛИЧНОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО 22 Особенности личных официальных 1 писем. 23 Структура официального письма. 1 24 Речевые формулы. 1 ДЕЛОВЫЕ ЖАНРЫ 25 Отчет о работе. Протокол. 1 26 Рецензия на новую книгу для 1 младших школьников. КОМПЛИМЕНТ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР – «КРИСТАЛЛ» ПОХВАЛЬНОГО СЛОВА 27 Предметы комплимента. 1 ЗАСТОЛЬНОЕ СЛОВО 28 Признаки тоста. Произносим тосты. 1 ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ 29 Портретный очерк. 1 30 Основы портретного очерка. 1 31 Этапы работы над очерком. 1 ТЕКСТЫ «С ЧУЖОГО ГОЛОСА» 32 Новая жизнь старых слов. 1 БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ 33 Биография и автобиография. 1 34 Биографический рассказ. 1 35 Поиски своего пути. 1 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось-соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся; - завершѐнность учебной линии; - обеспеченность образовательного учреждения учебниками, дополнительной литературой из библиотечного фонда, медиаресурсами, ресурсами ИКТ, фото-, аудио- и видеотехникой. Перечень учебно-методического обеспечения 1. Е.Н. Никитина. «Русская речь», М., «Дрофа», 2019 год. 2. А.И. Горшков. «Русская словесность», М., «Просвещение», 2013 год. 3. Учебник «Школьная риторика», 8 класс, в двух частях, под редакцией Т.А. Ладыженской, М., 2013 год. 4. Методические рекомендации к учебнику «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, 8 класс, М., «Дрофа», 2013 год. 5. Т.А. Ладыженская. «Живое слово», М., «Просвещение», 2012 год. 6. М.Р. Львов. «Основы теории речи», М., «Просвещение», 2008 год. Нормы оценивания учебного предмета «Риторика», Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) оформление ответа. языковое Оценка «5» ставится, если ученик: полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. 1) Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. 1) Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.