МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 25.08.2024г СОГЛАСОВАНО На заседании педсовета Протокол №1 от «30» августа 2024г . . УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ ООШ с.Невежкино Белинского района Пензенской области . Каратаева В.И Приказ №77 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Идентификатор 2324081) учебного предмета «Риторика» для обучающихся 7 классов Невежкино 2024 г. 1. Пояснительная записка В основу рабочей программы учебного предмета положена программа «Школьная риторика, 5-11 классы» под редакцией Т.А. Ладыженской, Москва, «Баласс», Цель данного курса – углубление знаний в различных видах общения и речевых жанрах. Основные идеи курса: Учиться вежливой речи - учиться уважительному, доброму отношению друг к другу. Выражать собственные мысли собственными словами - одна из самых больших радостей (ценностей) жизни. Не бросай слова на ветер. Не давай легкомысленных обещаний. Будь хозяином своего слова (А.В. Сухомлинский) Искренность отношений, правда в обещании – вот дружба. (А.В.Суворов) Нравственность человека видна в его отношении к слову (Л.Н. Толстой) Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Современная школьная риторика - самостоятельный учебный предмет. Задачи риторики - обучить умелой, искусной, а точнее, эффективной речи, формировать такую личность, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Поэтому в центре риторики - обучение эффективному общению, общающийся человек. Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается. В классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д. В программе можно выделить два смысловых блока: 1. «Общение», соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой. 2. « Речевые жанры», соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках ХVШ-ХIХ вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры». Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении. Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д. Второй блок – «Речевые жанры» - дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеется в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т. к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Это дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему. В каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности. В программу включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров. Если основная цель курса риторики - обучение эффективному общению, то школьная риторика - предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений: - большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.); - понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса. Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов: - первые (У-l) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком); - вторые (У-2) - с умением общаться - в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промах и т.п. Курс школьной риторики должен вызвать у обучающихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу включен такой компонент, как риторические идеи. Это важно - в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Курс риторики - сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи - убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. На уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; риторические задачи; риторические игры. Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий (пишущий); что хотел сказать (написать); что сказал (написал) ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, что и как сказал ритор, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. Риторические задачи формируют группу умений У-2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: кто говорит - пишет (адресант); почему (причина, мотив); для чего, зачем (задача высказывания); что - о чем (содержание высказывания); как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); когда (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно). Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие обучающимся жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени обучающиеся приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю). Час берѐтся из части, формируемой участниками образовательного процесса. 2. Содержание тем учебного курса Общение. Модель речевой ситуации. Виды общения . Личное общение .Публичное общение Их особенности Несловесные средства Совершенствование своего голоса. Помощники слова: взгляд, улыбка. Устная речь Типы информации: логическая и эмоциональная. Типы информации: фактуальная и концептуальная. Учимся отвечать Разновидности ответов. Определение правила. Описательная характеристика. Качества речи Коммуникативные качества речи. Уместность как коммуникативное качество речи. Цицерон об уместности речи. Учимся читать учебную литературу Изучающее чтение. Риторика уважения Знакомство. Совет. Вежливое возражение. Редактирование Этапы редактирования. Культура цитирования. Речевые жанры Личное письмо в газету публицистического стиля. Особенности делового стиля. Заявление. Объяснительная записка. Публичная речь Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная. Судебная. Тезисы и аргументы. Типы вопросов. Культура спора Вторичные тексты Отзыв. Рецензия на сочинения товарища Необычные тексты Понятие о поликодовом тексте. его особенностях Прецедентные тексты Чужая речь в тексте Бытовые жанры Беседа и разговор. Газетные жанры Хроника. Заметка. Репортаж 3. Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Итого Тема Общение Виды общеня Несловесные средства Устная речь Учимся отвечать Качества речи Учимся читать учебную литературу Риторика уважения Редактирование Речевые жанры Публичная речь Вторичные тексты Необычные тексты Прецедентные тексты Бытовые жанры Газетные жанры Количество часов 1 2 2 2 3 2 1 3 2 4 4 2 1 1 1 3 34 4. Требования к уровню подготовки учащихся После изучения курса должны быть сформированы следующие умения: У – 1. Умение анализировать и оценивать общение: 1. Умение анализировать и оценивать общение. 2. Соответствие высказывания замыслу (теме, основной мысли, стилю, жанровым признакам.) 3. Взаимодействие обучающихся; следование правилам культуры речевого поведения. У – 2. Умение общаться создавать речевые жанры: 1. Использовать уместные, оптимальные для воплощения замысла словесные и несловесные средства общения. 2. Создавать речевые жанры, отвечающие требованиям к ним и узнаваемые адресатом. Знать ключевые слова адресат, аргументы, автобиография, анализ, аудитория.. дискуссия жанр, информация, конспектирование, общение, отчет, речь, репортаж, ритор, стиль, собеседник, текст, тема, тезис, цитирование. 5. Перечень учебно-методического обеспечения 1. Е.Н. Никитина. «Русская речь», М., «Дрофа», 2021 год. 2. А.И. Горшков. «Русская словесность», М., «Просвещение», 2019 год. 3. Учебник «Школьная риторика», 7 класс, в двух частях, под редакцией Т.А. Ладыженской, М., 2013 год. 4. Методические рекомендации к учебнику «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, 7 класс, М., «Дрофа», 2019 год. 5. Т.А. Ладыженская. «Живое слово», М., «Просвещение», 2020 год. 6. М.Р. Львов. «Основы теории речи», М., «Просвещение», 2020 год. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Календарно-тематический план уроков Риторики в 7 классе ____________________________________________________________________________________________ Дата __________ Тема урока Примечания план факт Общение 1 Модель речевой ситуации. Виды общения 2 Личное общение Публичное общение. Их особенности. Несловесные средства 2 Совершенствование своего голоса. Помощники слова: взгляд, улыбка. Устная речь 2 Типы информации: логическая и эмоциональная. Типы информации: фактуальная и концептуальная. Учимся отвечать 3 Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика. Определение, правила, описательная характеристика. Качества речи 2 Коммуникативные качества речи. Уместность как коммуникативное качество речи. Цицерон об уместности речи. Учимся читать учебную литературу 1 Изучающее чтение. Риторика уважения 3 Знакомство Совет Вежливое возражение Редактирование 2 Этапы редактирования № п/п 18 Дата __________ план факт Тема урока Культура цитирования Речевые жанры 4 19 20 21 22 Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля). Особенности делового стиля Заявление Объяснительная записка Публичная речь 4 24 25 26 Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная. Тезисы и аргументы Типы вопросов Культура спора 27 28 Отзыв. Рецензия на сочинение товарища. Отзыв. Рецензия на сочинение товарища. 29 Понятие о поликодовом тексте, его особенностях. 30 Чужая речь в тексте 31 Беседа и разговор 23 Вторичные тексты 2 Необычные тексты 1 Прецедентные тексты 1 Бытовые жанры 1 Газетные жанры 3 32 33 34 Хроника Заметка Репортаж Примечания Нормы оценивания учебного предмета «Риторика», Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.