МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 25.08.2024г СОГЛАСОВАНО На заседании педсовета Протокол №1 от «30» августа 2024г . . УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ ООШ с.Невежкино Белинского района Пензенской области . Каратаева В.И Приказ №77 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Пензенского края» для обучающихся 8 класса с.Невежкино 2024г 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «История Пензенского края» на уровнях основного общего образования (далее – Программа) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2021 г. N 64101) (в последней редакции), а также в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») (с изменениями и дополнениями от 12 августа 2022 г ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы основного общего образования. Программа направлена на достижение целей: - формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания) родного края; освоение естественно-научных, краеведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании данного курса внеурочной деятельности; - формирование соответствующей внутренней позиции личности старшеклассников, умений и навыков социальной коммуникации, необходимых ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: - формирование у школьников представлений об уникальности природных, этнокультурных и социокультурных особенностях родного края на основе принятия гуманистических норм жизни; - формирование у старшеклассников умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью, так и с творческим использованием приобретѐнных знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; - формирование способности школьников к социализации, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; - достижение личностных результатов через готовность школьников к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Понятие «родной край» есть ценность, отражающая географические, культурноисторические, экономические, национальные особенности Пензенской области. В краеведении заложен значительный воспитательный потенциал, который направлен на то, чтобы способствовать формированию гражданско-патриотических качеств личности. В личностной характеристике выпускника основной школы отмечается, что он любит «свой край и свое Отечество», уважает «свой народ, его культуру и духовные традиции». Этому также способствует и краеведение, которое имеет огромное значение для развития личности обучающегося, формирования его гражданскопатриотических качеств. Познание истории родного края способствует складыванию региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой для формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству. Изучение истории своего края, вовлечение обучающихся в историческое прошлое региона, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений способствует формированию различных граней личности, происходит духовно-нравственное воспитание обучающихся. Содержание краеведческого материала приобщают юных граждан к тем ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, без которых невозможно представить нашу страну: справедливость, личная и национальная свобода, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность родному дому, своей малой родине и своему Отечеству, забота о единстве нации и государства, чувства собственного достоинства и других. Изучение истории родного края позволяют учителю на основе краеведческого материала показать ученикам значение этих ценностей для наших предков и важность их сохранения в наше время. Помимо духовно-нравственного происходит и историческое воспитание обучающихся. Воспитание историей о родном крае, историческими событиями, происходившими в прошлом на нашей Кузбасской земле, воспитание на примерах исторических личностей, совершавших ратные, трудовые и нравственные подвиги во имя своих земляков и российского государства, – все это является или может стать действенным фактором формирования в сознании детей чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого, осознания исторической ответственности за события в обществе и государстве. Цель изучения исторического краеведения в основной школе в общеобразовательных организациях Пензенской области – создать условия для осмысления школьниками важности знания и сохранения исторического и культурного наследия родного края. Основными задачами изучения исторического краеведения в основной школе в общеобразовательных организациях Пензенской области являются: - внедрить в рамках внеурочной деятельности курс исторического краеведения в целях расширения кругозора обучающихся; - способствовать углублению знаний школьников об истории и культуре Пензенского края с древнейших времен до современности в рамках занятий внеурочной деятельности с интеграцией курсов всеобщей истории и истории России в рамках урочной деятельности; - способствовать повышению интереса у школьников к изучению истории родного края и успешности выполнения заданий Всероссийских проверочных работ по краеведению; - повысить общий уровень культуры школьников через осмысление важности знания и сохранения исторического и культурного наследия России и родного края; - способствовать формированию личности с активной гражданской позицией и высокой нравственной культурой учащихся; - воспитание установки на бережное отношение к памятникам истории культуры своего края и России. Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного модуля, характеристику основных видов деятельности обучающихся, в том числе с учѐтом рабочей программы воспитания, возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющимися учебнометодическими материалами в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, позволяющий наиболее полно учитывать основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности, адекватную современным приоритетам российского образования и основывающийся на принципе диалогичности, в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т.п. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления эмпирический или теоретический. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Важные учебно-воспитательные задачи в рамках курса внеурочной деятельности «История Пензенского края» могут быть решены с помощью игровых технологий. Игра в жизни школьника кроме развлекательной выполняет другие важнейшие функции: - социализации, включает обучающегося в систему общественных отношений, усвоения им достижений культуры; - межнациональной коммуникации, позволяет обучающемуся усваивать культуру собственного народа, других национальностей, если игры связаны с изучением народностей; - самореализации, позволяет снять конкретные жизненные затруднениями, напротив, выявить недостатки своего опыта; - диагностики, дает возможность педагогу диагностировать различные проявления или умения ребенка. При изучении истории России и родного края есть аспекты, при изучении которых может быть использован метод «погружения» в конкретную историческую среду и применения игровых технологий: «Основание Пензенского края», «Этническая карта Пензенской земли», «Одежда, быт и нравы народов Пензенского края», «Пензенский край в начале XX века» и другие. Требованием современности стало использование информационнокоммуникационных технологий на занятиях. Умелое использование ИКТ помогает оптимизировать процесс обучения, расширить документальную базу изучения краеведческого материала с привлечением интернет-ресурсов. Так, обращение к экономическим и социальным проблемам городов, районов и населенных пунктов Пензенской области, памятникам архитектуры, прикладного искусства и другим аспектам истории края с использованием компьютерной презентации позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых характеристиках изучаемого материала. Интернет-ресурсы незаменимы для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. В изучении истории родного края важное место отводится методу проектов, суть которого – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам и умение практически применять полученные знания, а также развитие мышления обучающихся. При выполнении проекта, на каждом этапе решаются конкретные учебные задачи: поиск и обоснование проблемы, планированием действий по разрешению проблемы, поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Затем – подготовка конкретного «продукта», результата, готового к использованию на уроке, в школе или в реальной жизни. Завершает работу над проектом – представление готового «продукта» в виде презентации, защиты самого проекта. Метод проектов активизирует развитие самостоятельной деятельности обучающихся, что немаловажно при изучении родного края. Особенностью является то, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа обучающиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты, готовые к внедрению: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, веб страницы, сайта, альманаха, выставка работ, организация музейного уголка и другие. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и на групповую самостоятельную деятельность учащихся. Итогом проектной деятельности обучающихся становится защита проекта. Большую помощь в изучении истории и культуры Пензенского края может оказать просмотр и обсуждение фильмов документального телепроекта «Добро пожаловать в Пензенскую область», созданного телеканалом «Россия 1 Пенза» совместно с региональным министерством культуры, пензенским отделением Российского военно-исторического общества, при поддержке правительства Пензенской области. Это серия фильмов, которая позволит узнать много интересного об истории Пензенского края, выдающихся земляках, объектах культурного наследия и архитектуры, народных промыслах и сделать удивительные открытия, связанные с культурой и историей родного края. В рамках предмета «История Пензенского края» рекомендуем организовать участие школьников в экскурсиях (очных и виртуальных) по историческим и культурным достопримечательностям Пензенского края во время реализации культурно-образовательных проектов «Культурная суббота» и «Культурный дневник школьника Пензенской области». МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОУ ООШ С. НЕВЕЖКИНО Общее число часов, отведѐнных на изучение учебного предмета «История Пензенского края» в 8 классе –34 ч из части, формируемой участниками образовательных отношений Планируемые результаты обучения по курсу «История Пензенского края». Организация педагогического процесса при изучении истории края должна обеспечить учащимся возможность узнать хронологию края, ступени развития общества, получить представление о заселении края, хозяйственной деятельности людей, их образе жизни, культуре, научить характеризовать события политической и социальной истории, понять взаимодействие народов, заселявших Пензенский край, их связи с внешним миром. Для этого необходимо сформировать у учащихся умения и навыки, обеспечивающие восприятие, понимание, осознание и закрепление в памяти учебного материала. К таковым относятся следующие умения: - соотносить события и процессы истории родного края с определенным периодом, работать с хронологическими и синхронистическими таблицами, соотнося однотипные процессы и события истории края и отечественной истории; - извлекать из исторической краеведческой карты сведения о процессах и событиях истории Пензенского края; - устанавливать влияние географического фактора на характер исторического развития; - анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику историческим явлениям, выдающимся личностям (на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций, дополнительных сведений, полученных из литературы, экскурсий и пр.); - характеризовать социально-хозяйственный уклад края на разных этапах развития, отмечать своеобразие социально-экономического развития края; - излагать основные события политической истории, определять их причины и следствия; - прослеживать изменения в этническом составе и социальной структуре Пензенского края; - описывать крупнейшие социальные движения, происходящие в крае; объяснять причины, результаты, значение социальных движений, характеризовать их основных участников и лидеров, определять цели; понимать социальную основу восстаний; - характеризовать религиозные верования разных народов; - выделять основные достижения культуры народов края, характеризовать и оценивать памятники культуры, рассказывать об исторических условиях развития культуры, отмечать общие тенденции и своеобразие духовного и культурного развития Пензенского края и его народов, видеть процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур разных народов; - на конкретных примерах характеризовать черты быта, обычаи, культуру народов края; - работать с историческими документами, научно-популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию разных источников, содержащиеся в них оценки событий и людей, обосновывать свое отношение к ним; - составлять план-конспект параграфа учебника, фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать доклады учащихся; - участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение; - применять исторические знания при анализе различных проблем развития Пензенского края. Содержание учебного предмета «История Пензенского края» 8класс. Первобытное общество. Ледниковый период. Ископаемые животные. Заселение Волга-Донья в эпоху палеолита. Изменение климата. Начало заселения края. Мезолитические стоянки. Бродячие охотники-собиратели к производящему хозяйству. Неолит. Изобретение новых орудий труда, глиняной посуды. Стоянки. Контактная зона племен и их взаимоотношения. Энеолит. Возникновение комплексного хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Появление долговременных жилищ. Первое общественное разделение труда. Неравномерность развития степной и лесной зоны. Проникновение оседлых скотоводов в пределы края. Племена культуры боевых топоров. Племена срубной культуры. Бронзолитейное производство. Савроматы. Городища Пензенского края. Изготовление железных орудий труда. Племена конных охотников-фиссагетов. Коллективы первобытных людей. Предпосылки появления неравенства. Первобытные верования и искусство. Начало феодальной эпохи. Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление, верования, отношения с соседями. Население края и каганата. Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Внешняя политика. Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края. Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Военные союзы мордовских племен. Борьба с внешними врагами. Возникновение феодальных образований. Хозяйственная жизнь, быт, верования. Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления. Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика. Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья. Развитие феодализма. Развитие края в X-XVI веках. Буртасское княжество. Социальнополитическое устройство. Строительство городов и крепостей. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой. Военная экспансия державы кочевников Великой Степи. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы. Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края. Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория. Население. Столица. Социально-политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан. Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура. Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть. Гибель Мохши. Возникновение Казанского ханства. Хан Улу-Мухаммед. Территория. Население. Экономическое развитие. Общественно-политический строй. Взаимоотношения с Русским государством. Развитие культуры в X-XVI веках. Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративноприкладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество. Вхождение Пензенского края в состав Русского государства. Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и направления колонизации. Походы Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел. Присоединение края к Руси. "Дикое поле". Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. М.И.Воротынский. Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края. Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город Российской империи. Положение населения Пензенского края. Пензенский край в XVII веке. Административно-территориальное деление. Военно-административное деление. Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В. Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими. Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века. Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративно-прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь. Распространение грамотности. Расцвет феодализма в XVIII веке. Изменения в административно-территориальном делении Пензенского края. Экономическое положение. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля. Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия восставших в крае. Подавление восстания. Культура XVIII века – звено в развитии общероссийской культуры. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт народа. Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века. Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы. Господство феодальных отношений. Новые направления в развитии экономики. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения. Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост патриотических настроений. Сбор пожертвований. Участие пензенцев в военных действиях. Создание народного ополчения. Участие в заграничных походах. Социальное движение в крае. Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин. Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин. Календарно- тематическое планирование курса «История Пензенского края» 8 класс. 34 часа № Тема п/п 1 Древнейшие люди Кол-во уроков 1 2 Первые скотоводы и земледельцы 1 3 Первые государства 1 Основное содержание по темам Домашнее задание Ледниковый период. Ископаемые Введение животные. Заселение Волга-Донья в прочесть. эпоху палеолита. Изменение климата. П.1. Начало заселения края. Мезолитические стоянки. Бродячие охотники-собиратели к производящему хозяйству. Неолит. Изобретение новых орудий труда, глиняной посуды. Стоянки. Контактная зона племен и их взаимоотношения. Энеолит. Возникновение комплексного П.2 хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Появление долговременных жилищ. Первое общественное разделение труда. Неравномерность развития степной и лесной зоны. Проникновение оседлых скотоводов в пределы края. Племена культуры боевых топоров. Племена срубной культуры. Бронзолитейное производство. Савроматы. Городища Пензенского края. Изготовление железных орудий труда. Племена конных охотников-фиссагетов. Коллективы первобытных людей. Предпосылки появления неравенства. Первобытные верования и искусство. Переход от военной демократии к П.3. государственности. Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление, верования, отношения с соседями. Население края и каганата. Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. 4 Мордва в древности 1 5 Буртасы 1 6 Мещера 1 7 Буртасское княжество 1 8 Монголо- татарское нашествие 1 9 Золотая Орда 1 10 Мохши 1 11 Казанское княжество 1 Строительство городов и крепостей. Внешняя политика. Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Военные союзы мордовских племен. Борьба с внешними врагами. Возникновение феодальных образований. Хозяйственная жизнь, быт, верования. Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления. Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья. Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика. Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края. Развитие края в XXVI веках. Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой. Военная экспансия державы кочевников Великой Степи. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы. Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края. Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория. Население. Столица. Социально-политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан. Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура. Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть. Гибель Мохши. Возникновение Казанского ханства. Хан Улу-Мухаммед. Территория. Население. Экономическое развитие. Общественно-политический строй. Взаимоотношения с Русским государством. П.4. П.5 П.6 П.7 П.8 П.9 П.10 П.11 12 Культура в X-XVI вв. 13 Русская колонизация и 1 поход Ивана Грозного на Казань. 14 Мещерские сторожи и станицы. 1 Развитие культуры в X-XVI веках. П.12 Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество. Русская колонизация XV-XVII веков. П.13 Причины и направления колонизации. Походы Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел. Присоединение края к Руси. "Дикое поле". Учреждение дозорной П.14 службы. Сторожи. Станицы. М.И.Воротынский. Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края. П.15 15 16 Засечные черты XVIв Засечные черты XVIIв. Основание Пензы. 1 П.16 18 «Иттить под Москву бояр побивать». 1 19 Освоение края в 7080-е годы XVII в. 1 20 Топонимика. 1 21 Экономическое развитие края в XVII в. Культура Пензенского края в XVII в. 1 17 22 1 1 1 1 Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город Российской империи. Положение населения Пензенского края. Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В. Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими.. Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века. Административно-территориальное деление. Военно-административное деление. Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства. Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративноприкладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь. Распространение П.17 П.18 П.19 П.20 П.21 П.22 Административнотерриториальное деление Пензенского края. Гербы городов Пензенского края Экономическое положение. 1 26 Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. 1 27 Культура XVIII в. 1 28 Администрация. 1 29 Экономическое развитие. 1 30 Отечественная война 1812 года. 1 31 Общественное движение. 1 32 Культура. 1 33 Обобщающий урок. 1 23 24 25 1 1 грамотности. Изменения в административнотерриториальном делении Пензенского края. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля. Экономическое положение. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства. Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия восставших в крае. Подавление восстания. Культура XVIII века – звено в развитии общероссийской культуры. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративноприкладное искусство. Театр. Быт народа. Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы. Господство феодальных отношений. Новые направления в развитии экономики. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения. Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост патриотических настроений. Сбор пожертвований. Участие пензенцев в военных действиях. Создание народного ополчения. Участие в заграничных походах. Социальное движение в крае. Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин. Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин. П.23 П.24 П.25 П.26 П.27 П.28 П.29 П.30 П.31 П.32 34 Контрольнопроверочная работа. 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник «История Пензенского края» под редакцией Белорыбкина Г.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Белорыбкин Г.Н. Историография древней истории Пензенского края. – Пенза, 1995. (Соавтор: Кишинская С.А); Золотаревское поселение. – СПб.– Пенза, 2001. Белорыбкин Г.Н. Археологическая карта // Пензенская энциклопедия.– М., 2001. Белорыбкин Г.Н. Западное Поволжье в средние века. – Пенза, 2003. Белорыбкин Г.Н. Буртасы. – Пенза, 2008. Белорыбкин Г.Н. Засечные черты – Великая Русская стена // Вояджер: мир и человек. – 2012. № 3. Белорыбкин Г.Н. Раскопки средневекового селища Котово // Археологические открытия. – 2011. Белорыбкин Г.Н. Древняя история Пензенского края. – Пенза, 1988. Белорыбкин Г.Н. Буртасы. Вгляд на проблему // Временник, 1994. – № 11. Белорыбкин Г.Н., Мухамедова Р.Г. Татары-мишари // Пензенская энциклопедия. – Пенза, 2001. С. 602-603. Белорыбкин Г.Н. Русские // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001. С.530-531. История Сурского края. Учебное пособие. /Сост. Г.В. Гарбуз. / Под ред. В. Ю. Карнишина. – Пенза, 2015. История Пензенского края. Г. Н. Белорыбкин [и др.; под ред. Г. Н. Белорыбкина, Н. П. Берляковой]: учебное пособие для основных школ. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Пенза: Эстейт Проект, 2007. История Пензенского края со второй половины XIX века до наших дней [Электронный ресурс]: (электронное учебное пособие): [для учащихся 9 классов]. – Пенза: Пензенский ин-т развития образования: АЛЮР. – 2009. История Пензенского края. Конец XX – начало XXI века: Учеб.-мет. пос. (А.В. Очкина, В.А. Власов, Е.А. Прохорова, Н.П. Берлякова, Г.Н. Рябова, А.В. Первушкин, Л.А. Королева, В.В. Гошуляк, А.А. Грачев, И.С. Шишкин, В. Ю. Карнишин, О.А. Сухова, В.В. Табаченкова) / Под ред Г.Н. Белорыбкина, Н.П. Берляковой. – Пенза, 2022. История музыкальной культуры города Пензы. Монография. /Сост. кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Музыка и методика преподавания музыки» ПГУ, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств В.В. Бахтин. – М.: Издательский дом «ЭнциклопедистМаксимум», 2019. – 262 с. (серия «Библиотека духовной культуры», выпуск 65). Мавлюдов И. Н., Пугачева Н. П. Культура Пензенского края. Справочное пособие. – Пенза, 2012. Мурашов Д.Ю. Декабристы-пензяки. Спорно о бесспорном // Дмитрий Мурашов. – Пенза, 2015. Мурашов Д.Ю. Александр Герцен и Пензенский край. – Пенза. – 2020. Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. Первушкин В.И. Мордва // Пензенская энциклопедия. – Пенза, 2001. Первушкин В.И. Пургас, Пуреш // Пензенская энциклопедия. – Пенза, 2001. Пензенская энциклопедия. /Гл. ред. К.Д. Вишневский. Ред. коллегия: Г.Ф. Винокуров, В.А. Власов, В.С. Годин, Н.И. Забродина, Н.М. Инюшкин (зам. гл. ред.), Л.И. Крутова, М.И. Кутанина (учѐный секретарь), О.М. Савин, А.В. Тюстин, В.Н. Хрянин, А.И. Чирков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. Пензенские губернские ведомости. Первое пятидесятилетие, 1838-1887: отдел неофициальный: систематический свод статей, относящихся к Пензенскому краю, хронологический и алфавитные указатели / сост. И. И. Василев. – Пенза: Губернская типография, 1889. Полубояров М.С. Мокша, Сура и другие... Материалы к историкотопонимическому словарю Пензенской области. – М., 1992. Полубояров М.С. На реке Сердобе и в иных урочищах. Сердобск и Сердобский район в XVIII веке. – Саратов, 1999. Полубояров М.С. Малая долька России. Очерки о Малосердобинском районе Пензенской области. – Малая Сердоба, 2003. Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики. – М., 2003; 2-е изд. – М., 2010. Спасская летопись \ Н.И. Забродина, В.А. Мочалов, О.А. Сушкина, М.В. Сушкин; Под редакцией Н.И.Забродиной. – Спасск, 2008. Сухова О.А. Краеведение в новейшей истории России: библиографический справочниккомментарий. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета. – Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского (ПГПУ). Исторический факультет: Гуманитарный учебно-методический и научноиздательский центр (ГУМНИЦ), 2011. Сухов А.Б., Сухов В.А. С высоты его валов. (Из истории города Городище). Книга первая. Судьба страны была его судьбой. – Пенза, 2012. Тюстин А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. Т. 3 (У-Я), дополнения (А–Т).: [биогр. слов.] / Тюстин А.В., Шишкин И.С. – М.: Локус Станди, 2013. Ульянов А.Е. Динамика численности крестьянского населения Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX века. – Тамбов: Грамота, 2009. №03. 199 – 202 с. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. – Казань, 1989; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Археологическая карта Пензенской области. Юловское городище. http://km-penza.ru/arxeologicheskaya-karta-penzenskoj-oblasti-yulovskoegorodishhe/ Источники поиска краеведческой информации. Информационный каталог. / Авторы сост. Д.Е. Ермолаева и Г.Б. Кондратьева. – Пенза. – ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2019. https://irrpo.pnzreg.ru/v-pomoshch-pedagogu/uchitelyu/библиотекарю/ Источники%20поиска%20краеведческой%20информации.pdf Культурные ландшафты в традициях народов Среднего Поволжья (Пензенская область и Республика Мордовия): Учебно-методическое пособие: https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2020/03/Культурныеландшафты-в-традициях-народов-Среднего-ПоволжьяПензенская-область-иРеспублика-Мордовия-Учебно-методическое-пособие.pdf Кураев В.В. Октябрь вПензе. https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2015/04/В.-Кураев-Октябрь-вПензе.pdf Лебедев В.И. «Загадочный город Мохши». https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/04/В.И.-Лебедев-Загадочный-город-Мохши.pdf Лебедев В.И. «Легенда или быль. По следам засечных сторожей». https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2016/12/В.И.-Лебедев-Легенда-илибыль-По-следамзасечных-сторожей.pdf Мурашов Д.Ю. Декабристы-пензяки. Спорно о бесспорном https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2015/03/Декабристы-пензяки.pdf Мурашов, Дмитрий Юрьевич. Александр Герцен и Пензенский край. – Пенза. Мясников Г.В. «Городкрепость Пенза». https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2016/09/Г.В.-Мясников-Город-крепостьПенза.pdf Мясников Г.В. страницы из дневника. https://dl.liblermont.ru/DL/Poluboyarov/Myasnikov.pdf/download/Myasnikov.pdf Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография) https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.-А4.pdf 2020. https://dl.liblermont.ru/DL/November_20/Gercen_i_Penzenskij_kraj.pdf/ download/Gercen_i_Penzenskij_kraj.pdf Пензенская область. Путеводитель. https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2020/03/Пензенская-область.Путеводитель.pdf Пенза. Путеводитель. https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2018/10/Пенза.-Путеводитель..pdf Пензенской энциклопедии в2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Penz_enciklopediya_т1.pdf/download/ Т.2. Penz_enciklopediya_т1.pdf; https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Penz_enciklopediya_т2.pdf/download/ Penz_enciklopediya_т2.pdf Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010. http://www.suslony.ru/hist_librs/drevnosti_Penz.pdf Пензенские губернские ведомости. Первое пятидесятилетие, 1838-1887: отдел неофициальный: систематический свод статей, относящихся к Пензенскому краю, хронологический и алфавитные указатели / сост. И. И. Василев. – Пенза: Губернская типография, 1889. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Penzenskie_gubernskie_vedomosti_1_pe tidestiletie.pdf/download/Penzenskie_gubernskie_vedomosti_1_petidestiletie.pdf Спасская летопись \ Н.И. Забродина, В.А. Мочалов, О.А. Сушкина, М.В. Сушкин / Под редакцией Н.И. Забродиной. http://travelclubonline.ru/data/documents/Spasskaia_letopis.pdf Савин О. Пенза литературная. https://disk.yandex.ru/i/dEpnmHNp32PKPU Критерии оценивания устного ответа «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме. «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей. «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: - Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. - Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. - Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.