Рабочая программа по учебному предмету Естественно-научная грамотность . География 5 класс 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №1
от 25.08.2024г

СОГЛАСОВАНО
На заседании педсовета
Протокол №1
от «30» августа 2024г

.

.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ ООШ
с.Невежкино Белинского
района Пензенской области
.
Каратаева В.И
Приказ №77
от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Естественно-научная грамотность: География»
для обучающихся 5 класса

с. Невежкино,2024 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего
образования по географии МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области,
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, примерной программы основного общего образования по географии 5 класс.
Цель : развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и
эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней
школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении решаются следующие задачи:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей
процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных
геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия
природы
и человека.
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а
также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической
деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Учебным планом на изучение предмета отводится 34 часа: один час в неделю в 5 классе из части,
формируемой участниками образовательной организации.

СОДЕРЖАНИЕ .
Введение.
География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии.
Раздел 1.Географическое познание нашей планеты.
География – одна из самых древних наук о Земле. Построение модели, демонстрирующей
разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Следствия
шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с картой Древнего
Египта.
Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Построение
модели солнечных часов.
Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг
друга. Построение модели теллурия. Вращение Земли вокруг Солнца.
Раздел 2. Наблюдения – метод географической науки.
Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая
станция. Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию.
Построение простейшего самодельного флюгера, осадкомера, термометра, барометра.
Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Составление прогноза погоды на зиму и
ноябрь по народным приметам.
Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и
ГисМетео.Наблюдение за погодой.
Раздел 3. Картографический и описательный методы географии.
Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления.
Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения
школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы
родителей,объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу.
Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели.
Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.
Определение по карте своего района известных учащимся населенных пунктов и территорий
(места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, расположения дач и т.д.)
Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи
по территории района.
Оформление проектов путешествий с использованием личных фото- и видеоматериалов.
Планирование путешествий по территории своего района в период каникул. Определение
целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный
маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор
информации обобъектах посещения. Реализация запланированных путешествий.
Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории
своегорайона с использованием личных фото-, видео- и других материалов.
Раздел 4. Геоинформационные системы в географии.
ГИС – комплекс различных данных. Возможности изображения географических объектов и
поверхности Земли. Хронологические изменения в результате деятельности человека.
Определение координат, направлений и расстояний . Разработка и подготовка
картографических заданий для одноклассников.
Раздел 5. Изучение своей местности.
Карта Пензенской области. Природа Пензенской области области. Особенности рельефа,
климата, вод, растительного и животного мира.
Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение
среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур. Роза
ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям.
Изучение и описание свойств воды. Измерение скорости просачивания воды в различных
горных породах. Создание модели родника. Исследование родников на местности.
Определение и сравнение параметров воды в реке и роднике. Природоохранные мероприятия
по очистке и благоустройству родников, реки.

Свойства почв своей местности. Определение структуры и механического состава образцов почв.
Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения
содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв.
Горные породы своей местности. Работа с коллекцией минералов и горных пород. Путешествие в
мир камней. Использование минералов и горных пород человеком.
Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. История улиц
города Белинского. Знаменитые земляки.
Раздел 6. Оболочки Земли
Литосфера —каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, еѐ строение под
материками и океанами. Литосфера, еѐ соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные
породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их
происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана
земных недр.
Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины.
Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах,
обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Конструирование литосферных плит
Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное
кольцо. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия
внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и
равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности,
абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание
равнин по карте. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы
мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под
воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные
формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение.
Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте. Исследование и охрана литосферы. Описание
рельефа своей местности. Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной
деятельности человека на литосферу.

Планируемые результаты курса
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении курса «Занимательная
география» в основной школе, являются:
- формирование гражданского самосознания;
- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь и
др.;
- развитие кругозора учащихся;
- формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении
местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые
будут стоять перед нами в будущем.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении курса «Занимательная география» в основной школе, являются:
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности
как результату взаимодействия природы и человека;
- формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической
информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;
- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- осознание семейных ценностей, связей и традиций в географическом аспекте;
- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического
сознания учащихся;
Предметный результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения внеурочного курса
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового
знания в рамках внеурочного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения
внеурочного курса в основной школе отражают:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических знаний и знаний о
природе, полученных в начальной школе;
- формирование представлений о методах изучения географии;
- формирование географического взгляда на мир;
- приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете
исторического и культурного развития общества.

Тематическое планирование
5 класс (34 ч)
№

Тема

Количество
часов

1

Введение

1

2

Земля – планета Солнечной Системы

4

3

Изображения земной поверхности

10

4

Литосфера

11

5

Развитие географических знаний о Земле

8
Итого

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебное пособие: Летягин А.А. География: дневник географа- следопыта: 5 класс.
М. Вентана-Граф. 2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/prezentaciya_po_geografii_na_temu_okeany_i_morya__6_klass__dlya_shkol_viii_vida403498.htm
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-geografii-dlia-6-klassa.htmlданныеhttps://pedsovet.su/load/327-2-6

Нормы оценивания учебного предмета «Естественно-научная грамотность: Географии»
Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса Оценка «5» ставится,
если ученик:
1. Показывает:
- глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала;
- полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей.
2. Умеет:
- составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
- выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами;
- самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы;

- устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные
связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
- последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
- делать собственные выводы;
- формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; - при
ответе не повторять дословно текст учебника;
- излагать материал литературным языком;
- правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
- применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использовать ее для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами,
схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям.
4.
5.

Хорошо знает карту и использует ее, верно решает географические задачи.
Отлично знает географическую номенклатуру.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1.
Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочѐты
при воспроизведении изученного материала, дает неполные определения понятий, допускает
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при
этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил
учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
2.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
3.
Допускает неточности в изложении географического материала, но имеет
конкретные представления об элементарных реальных понятиях изучаемых географических
явлений, понимает основные географические взаимосвязи.
4.
Знает карту и умеет ей пользоваться.
5.

При решении географических задач делает второстепенные ошибки.

6.

Допускает небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1.
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала,
не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
3.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4.
Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, дает
недостаточно четкие определения понятий.

5.
Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допускает ошибки при их изложении.
6.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении
конкретных примеров практического применения теорий.
7.
Отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки, или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
значение в этом тексте.
8.
Слабо знает географическую номенклатуру, отсутствуют практические навыки работы в
области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
9.
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
10.
Знает карту недостаточно, показывает на ней объекты сбивчиво.
11.
12.

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Допускает значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1.

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

2.
Не делает выводов и обобщений.
3.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов.
4.
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу.
5.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.
6.
Допускает грубые ошибки в использовании карты.
7.

Не знает географическую номенклатуру.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2024-02-06-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-01-20-sm 5-9кл.xlsx (скачать)
2024-05-16-sm -5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-05-17-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-05-18-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-12-06-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».