МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Отдел образования администрации Белинского района МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 25.08.2024г СОГЛАСОВАНО На заседании педсовета Протокол №1 от «30» августа 2024г . . УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ ООШ с.Невежкино Белинского района Пензенской области . Каратаева В.И Приказ №77 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Естественно-научная грамотность: Биология и жизнь» для обучающихся 6 класса с.Невежкино:2024 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Естественно-научная грамотность: Биология и жизнь» для 6 класса основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО ); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (для ФГОС ООО); учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Программа будет выстраиваться в соответствии с изучаемым материалом на уроках биологии с целью подкрепления теоретического материала практическими работами. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы. Цель и задачи программы Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности. Задачи: 1. Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; 2. приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов; 3. развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности; 4. подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; 5. формирование основ экологической грамотности. При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты: • • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост; использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейстехнология, метод проектов); организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме. Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ. Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах. • Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: 2 • • • • иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; владеть планированием и постановкой биологического эксперимента. Ожидаемые результаты Личностные результаты: • знания основных принципов и правил отношения к живой природе; • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 3 Структура программы Программа «Естественно-научная грамотность: Биология и жизнь» включает в себя разделы: 1. Введение, 2. Лаборатория Левенгука, 3. Практическая ботаника, 4. Практическая Зоология, 5. Биопрактикум. При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: Учебным планом на изучение предмета отводится 34 часа: один час в неделю в 6 классе из части, формируемой участниками образовательной организации. Содержание программы Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (2 часов) Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические лабораторные работы: - Устройство микроскопа - Приготовление и рассматривание микропрепаратов - Зарисовка биологических объектов Проектно-исследовательская деятельность: - Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией). Раздел 2. Практическая ботаника (8часов) Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Иркутской области. 4 Практические и лабораторные работы: • Морфологическое описание растений • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии • Монтировка гербария Проектно-исследовательская деятельность: • Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» • Проект «Редкие растения Пензенскойобласти» Раздел 3. Практическая зоология (3часов) • Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. • Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. • Практические и лабораторные работы: • Работа по определению животных • Составление пищевых цепочек Раздел 4. Биопрактикум (3 часов) Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования Представление результатов на конференции. по выбранному модулю. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: • Работа с информацией (посещение библиотеки) • Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Экологический практикум» • Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации • Определение запыленности воздуха в помещениях 5 Тематическое планирование № Раздел, тема занятия Кол -во часов Дата проведения Форм проведения план факт Введение (1ч) 1. 2. 3. Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ Лаборатория Левенгука (4 ч) Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование. Знакомство с устройством микроскопа. Мини-исследование «Микромир» 1 беседа 2 Практическая работа 2 Работа в группах Практическая ботаника (16 ч) 4. Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» 2 Экскурсия 5. Техника сбора, высушивания и монтировки гербария 2 Практическая работа 6. Техника сбора, высушивания и монтировки гербария 2 Практическая работа 7. Определяем и классифицируем 2 Практическая работа с определителями 8. Морфологическое описание растений 2 Лабораторный практикум 9. Определение растений в безлиственном состоянии 2 Практическая работа 10. Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» 2 Проектная деятельность 11. Редкие растения Пензенской области 2 Проектная деятельность Практическая зоология ( 6 ч) 12. Система животного мира . Определяем и классифицируем 2 Творческая мастерская 13. Определяем животных по следам и контуру . Определение экологической группы животных по внешнему виду 2 Практическая 14. Практическая орнитология. Мини исследование 2 «Птицы на кормушке» Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Биопрактикум (6 ч) Работа Работа в группах 6 15. Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации. Как оформить результаты исследования 2 Теоретическое занятие 16. Физиология растений. Экологический практикум 2 Теоретическое занятие 17. Отчетная конференция 2 Исследовательск ая деятельность, создание презентаций. Итого 34ч УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение программы 1. Учебная лаборатория. 2. Интерактивная панель 3. Микроскопы 4. Комплект гербарных материалов 5. Комплект влажных препаратов животных 6. Модели аппликаций развития животных и растений. 7. Цифровая лаборатория 8. Оборудование для опытов и экспериментов. Информационно-коммуникативные средства обучения 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор Информационное обеспечение справочники, карты, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по предметам, раздаточный материал, образцы творческих работ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Биология. Мир животных7 класс, Демьянков Е.Н. Издательство «Владос» 2. Биология. 6 класс, Исаева Т.А., Романова Н.И. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 2019. 2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988. 7 3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2019. 4. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 2020. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России. 2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). 3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» 4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России. Нормы оценивания учебного предмета «Естественно-научная грамотность: Биология и жизнь» 1. Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае: Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объѐма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменѐнные вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 8 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. 9