Волейбол

1

Содержание:
№
1.
1.1
1.2
1.3
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
4.

Наименование раздела
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Содержание программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации и оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

2

стр
3
3
5
5
22
22
32
34
37
39
41
41
56
57
61

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Программа «Волейбол» является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой физкультурно-спортивной направленности и
предназначена для дополнительного образования детей 9-15 лет
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волейбол» разработана
в соответствии с
нормативно-правовыми
документами:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012
№ 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 №
1726;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ»;
- СанПином 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Уставом и локальными актами МОУ ООШ с. Невежкино Белинского
района Пензенской области
Уровень освоения: стартовый.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волейбол»
относится
к
программам
физкультурно-спортивной
направленности и предназначена для детей в возрасте 9-15 лет. Программа
рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю.
Актуальность и целесообразность дополнительной общеразвивающей
программы.
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия
по ней, позволят обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть
необходимыми приѐмами игры во внеурочное время, так как количество
учебных часов отведѐнных на изучение раздела «волейбол» в школьной
программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и
в особенности тактическими приѐмами. Программа актуальна на
сегодняшний день, так как еѐ реализация восполняет недостаток
3

двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой
гиподинамичностью в обычной жизни, имеет оздоровительный эффект, а
также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Новизна и оригинальность программы в том, что, во-первых, она
учитывает специфику дополнительного образования и охватывает
значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя
посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться
волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел
«волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового
образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Во-вторых, в ее основу положены парадигма целого человека (феномен
единства физического, психического, нравственного и духовного развития) и
принцип
природосообразности,
который
требует
соответствия
образовательной программы природным закономерностям, означает
необходимость экопсихологического подхода, обращения к генетическим
культурообразующим истокам личности.
В третьих, Содержание программы структурировано по видам спортивной
подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. В
учебно-тренировочный процесс внедряются
элементы технологии
спортивно-ориентированного физического воспитания школьников и
здоровьеформирующей
технологии,
соблюдаются
принципы
здоровьесберегающей педагогики и триединый принцип валеологии:
формирование, сохранение и укрепление здоровья на основе всех
позитивных факторов.
Отличительными особенностями данной программы
является:
организация учебно-тренировочного процесса в условиях разновозрастной
группы, дифференцированное распределение физических нагрузок и
требований с учетом возрастных особенностей всех обучающихся.
Волейбол –это командный вид спорта. В волейболе, как в командной
спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные
спортсмены. Соревновательное противоборство волейболистов происходит в
пределах установленных правил посредством присущих только волейболу
соревновательных действий — приемов игры (тактики). При этом
обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого
фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания
(мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в
отношении себя. Это определяет единицу состязания — блок действий типа
4

«защита — нападение», который включает также действия по разведке,
дезинформации, конспирации и т.п.
Важная особенность состоит в большом количестве соревновательных
действий — приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы
многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече,
серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи,
соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности умений
навыков каждого игрока в соответствии с игровым амплуа. В волейболе,
например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш
очка).
Адресат программы: дети 9-15 лет
Объем программы: Содержание данной программы рассчитано на систему
двухразовых занятий в неделю продолжительностью 2 часа. Выполнение
нормативного объема учебного времени достигается сложением времени
учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность.
Форма обучения и виды занятий: форма обучения – очная. Основными
формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебнотренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным
планам; тестирование; участие в соревнованиях, матчевых встречах;
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36
учебных недель
Режим занятий: Количество занятий в неделю составляет 2 занятия
продолжительностью 2 часа.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
- создание системы работы по развитию физических, интеллектуальных и
нравственных способностей личности;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- содействие всестороннему развитию личности обучающегося посредством
дополнительных занятий волейболом.
Задачи программы
Образовательные
5

поэтапное обучение техническим приемам игры и тактическим
действиям, постепенный переход к их совершенствованию на базе
роста физических и психических возможностей учащихся;
повышение игровой культуры на основе изучения правил игры в
волейбол и игрового опыта
обучение практическим навыкам организации и судейства
соревнований по волейболу;
Развивающие
развитие игрового мышления на основе расширения
вариативности игровых приемов, взаимодействия партнеров;
развивать физические способности учащихся
Воспитательные
воспитание
игровой
дисциплины,
самостоятельности,
ответственности и инициативности в выборе и принятии решений;
формирование потребности в регулярных занятиях спортом,
навыков
самоконтроля,
гигиенических
навыков, воспитание
трудолюбия, выдержки.
воспитание волевых качеств
Планируемые результаты
По окончании обучения программы по спортивно-оздоровительному
направлению «Волейбол» обучающиеся
должны знать:

технику безопасности на занятиях по волейболу;

характеристику игры;

гигиенические
правила
занятий
физическими
упражнениями;

основные приѐмы самоконтроля;

особенности воздействия двигательной активности на
организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепления здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и
укрепления здоровья;
должны уметь:
6


составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития
физических навыков;

заботиться о своем здоровье;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья,
а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды
обитания;

адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных
ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации
выбора.
В результате реализации программы по формированию культуры
здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому
себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к
окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы
раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать
такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта,
честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение
порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть
сильным и ловким.
1.3 . Содержание программы (учебный план)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Начало учебного года – 10 сентября.
Конец учебного года – по окончании реализации программного материала в
полном объеме, изложенного в учебном плане.
Продолжительность учебного года – 36 недель.
№
заня
тия

Название раздела, Темы

Количество учебных часов
Всего

Теория

7

Практика Контроль

Формы
контроля

1

Инструктаж
по
технике 2
безопасности игры в волейбол.

2

2-4

Теоретическая подготовка

6

5

2

История возникновения и развития 2
волейбола

2

3

Гигиена, врачебный контроль и 2
самоконтроль

2

4

Современное состояние волейбола. 2
Оборудование и инвентарь

1

5-23

Общефизическая подготовка

4

33

5

Общеразвивающие
упражнения. 2
ОРУ с мячами. Значение ОФП в
подготовке волейболистов

1

1

6

Общеразвивающие
упражнения. 2
Упражнения для мышц верхнего
плечевого
пояса.
Строевые
упражнения

2

7

Общеразвивающие
упражнения. 2
ОРУ с мячами Акробатические
упражнения.
Перекаты
и
группировки. Строевые упражнения

2

8

Общеразвивающие
упражнения. 2
ОРУ с мячами Легкоатлетические
упражнения. Бег, прыжки, метание
теннисных мячей.

2

9

Общеразвивающие
упражнения. 2
ОРУ с мячами. Гимнастические
упражнения
с
предметами.
Упражнения для мышц ног

2

10

Общеразвивающие
упражнения. 2
ОРУ с мячами. Метание теннисных
мячей в цель и на дальность.
Строевые упражнения

2

11

Общеразвивающие
упражнения. 2
ОРУ с мячами. Акробатические
упражнения. Кувырки вперед-назад

2

38

8

1

1

1

Тестиров
ание

12

Общеразвивающие
упражнения. 2
ОРУ с мячами. Упражнения для
мышц туловища и шеи. Строевые
упражнения. Сдача контрольных
нормативов

13

Упражнения
на
снарядах
и 2
тренажѐрах. Значение ОФП в
подготовке волейболистов
ОРУ с мячами. Упражнения на 2
снарядах и тренажѐрах.

14

1

1

1

2

15

ОРУ с мячами.
Упражнения на 2
снарядах и тренажѐрах.

16

ОРУ с мячами. Спортивные и 2
подвижные игры. Правила игры в
пионербол

1

1

17

ОРУ с мячами. Спортивные и 2
подвижные игры. Правила игры в
пионербол

1

1

18

ОРУ с мячами. Спортивные и 2
подвижные игры.

2

19

ОРУ с мячами. Спортивные и 2
подвижные игры.

2

20

ОРУ с мячами. Спортивные и 2
подвижные игры.

2

21

ОРУ с мячами. Спортивные и 2
подвижные игры.

2

22

ОРУ с мячами. Спортивные и 2
подвижные игры.

2

23

ОРУ с мячами. Спортивные и 2
подвижные игры.

2

2445

Специальная
подготовка

24

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные на развитие силы.
Значение СФП в подготовке
волейболистов

физическая 44

1

2

5

38

1

1

9

1

Тестиров
ание

25

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные на развитие силы
ног. Упражнения в парах с
сопротивлением.

2

26

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные на развитие силы
верхнего плечевого пояса. Броски
набивных мячей. Сгибание и
разгибание рук (от стены, в упоре
лежа)

2

27

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные на развитие силы
мышц туловища. Сгибания и
разгибания туловища, поднимание
колен в висе.

2

28

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
быстроты
сокращения
мышц.
Значение СФП в подготовке
волейболистов
ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
быстроты сокращения мышц. Бег с
изменением
направления,
челночный бег, бег из различных
исходных положений.

29

1

1

2

30

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
быстроты
сокращения
мышц.
Броски и передачи набивных мячей

2

31

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
быстроты
сокращения
мышц.
Беговые
упражнения.
Легкоатлетические эстафеты.

2

32

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
быстроты
сокращения
мышц.
Броски и передачи набивных мячей

2

33

ОРУ

с

мячами.

Упражнения 2

1
10

1

34

направленные
на
развитие
прыгучести. Значение СФП в
подготовке волейболистов
ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
прыгучести.
Приседания,
выпрыгивания.

2

35

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
прыгучести.
Упражнения
с
набивными мячами.

2

36

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
прыгучести. Прыжки, многоскоки,

2

37

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
прыгучести.
Упражнения
с
набивными мячами.

2

38

ОРУ
с
мячами
Упражнения 2
направленные
на
развитие
специальной ловкости. Значение
СФП в подготовке волейболистов
ОРУ
с
мячами
Упражнения 2
направленные
на
развитие
специальной ловкости. Одиночные
и многократные прыжки с разбега и
с места с поворотом на 360, 270,
180, 90 градусов

39

1

1

2

40

ОРУ
с
мячами
Упражнения 2
направленные
на
развитие
специальной ловкости. Прыжки с
подкидного мостика с имитацией
передач в безопорном положении

2

41

ОРУ
с
мячами
Упражнения 2
направленные
на
развитие
специальной ловкости. Прыжки
через разнообразные снаряды и
предметы (конь, скамейка, веревка)
как без поворотов, так и с
поворотами.

2

11

42

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
выносливости
(скоростной,
прыжковой, игровой). СФП в
подготовке волейболистов

43

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
выносливости
(скоростной,
прыжковой, игровой).Многократное
повторение прыжков упражнений,
Запрыгивания и спрыгивания с
горки матов.

2

44

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
выносливости
(скоростной,
прыжковой,
игровой).
Многократное
повторение
легкоатлетических
упражнений.
Челночный бег, ускорения,

2

45

ОРУ с мячами. Упражнения 2
направленные
на
развитие
выносливости
(скоростной,
прыжковой, игровой). Прыжки на
одной ноге с подтягиванием бедра к
груди. Подвижная игра «Борьба за
мяч».
Сдача
контрольных
нормативов

1

1

4664

Техническая подготовка

5

32

1

46

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи 1
мяча.
Значение
технической
подготовки в волейболе.
ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи 2
мяча. Разучивание техники нижнего
приема
мяча.
Выполнение
имитации без мяча. Подводящие
упражнения.

1

1

47

48

38

1

1

2

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи 2
мяча Разучивание техники верхнего
приема
мяча.
Выполнение
имитации без мяча. Подводящие

2

12

Тестиро
вание

упражнения.

49

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи 2
мяча. Разучивание техники нижнего
приема
мяча.
Выполнения
упражнения в парах

2

50

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи 2
мяча. Прием снизу двумя руками:
«жонглирование» стоя на месте и в
движении; прием подачи и первая
передача в зону нападения

2

51

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи 2
мяча. Передача мяча сверху двумя
руками, над собой - на месте и
после перемещения различными
способами

2

52

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи 2
мяча. Прием сверху двумя руками:
прием мяча после отскока от стены,
после броска партнером через сетку
(расстояние 4-6 м); прием нижней
прямой подачи.

2

53

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи 2
мяча. Прием снизу двумя руками:
прием
подвешенного
мяча,
наброшенного партнером - на месте
и после перемещения; в парах
направляя мяч вперед-вверх, над
собой, один на месте

2

54

ОРУ с мячами. Подачи мяча. 2
Значение технической подготовки в
волейболе

55

ОРУ с мячами. Подачи мяча. 2
Разучивание
техники
нижней
прямой
(боковой)
подачи.
Выполнение имитации без мяча.
Подводящие упражнения.

2

56

ОРУ с мячами. Подачи мяча. 2
Подача
мяча
в
держателе
(подвешенного на шнуре); в стену расстояние 6-9 м, отметка на высоте

2

1

13

1

2 м., из-за лицевой линии в пределы
площадки, правую, левую половины
площадки

57

ОРУ с мячами. Подачи мяча. 2
Разучивание
техники
верхней
прямой
подачи.
Выполнение
имитации без мяча. Подводящие
упражнения.

2

58

ОРУ с мячами. Подачи мяча. 2
Подача
мяча
в
держателе
(подвешенного на шнуре); в стену расстояние 6-9 м, отметка на высоте
2 м., из-за лицевой линии в пределы
площадки, правую, левую половины
площадки

2

59

ОРУ
с
мячами.
Значение 2
технической
подготовки
в
волейболе
Стойки.
Основная,
низкая
стойка
волейболиста.
Сочетания стоек.

1

1

60

ОРУ с мячами. Нападающие удары. 2
Значение технической подготовки в
волейболе. Разучивание техники
прямого
нападающего
удара.
Выполнение имитации без мяча.
Подводящие упражнения.

1

1

61

ОРУ с мячами. Нападающие удары. 2
Прямой нападающий удар; ритм
разбега в три шага; ударное
движение кистью по мячу.
ОРУ с мячами. Нападающие удары. 2
бросок теннисного (хоккейного)
мяча через сетку в прыжке с
разбегу; удар по мячу в держателе
через сетку в прыжке с разбега;
удар через сетку по мячу,
подброшенному партнером; удар с
передачи.

62

63

ОРУ с мячами. Блоки. Значение 2
технической
подготовки
в
волейболе. Разучивание техники

2

2

1

14

1

Тестиро
вание

64

6568

выполнения блока.
ОРУ с мячами. Блоки. одиночное 2
блокирование мячей в зонах 3, 2, 4;
«ластами» на кистях - стоя на
подставке и в прыжке; ударов по
мячу в держателе (подвешенного на
шнуре).
Тактическая подготовка.
8

2

3

4

65

Тактика подач. ОРУ с мячами 2
Подача нижняя прямая на точность
в зоны -по заданию; передача мяча
через сетку на «свободное» место,
на игрока, слабо владеющего
приемом мяча

1

1

66

Тактика подач. ОРУ с мячами 2
Взаимодействия, игроков зон 6, 5,1
с игроком зоны 3(2) при приеме
подачи, прием подачи и первая
передача в зону 3 (2)

1

1

67

Тактика приемов и передач. ОРУ с 2
мячами.
Выбор
места
для
выполнения второй передачи у
сетки; для подачи; для отбивания
мяча через сетку, стоя двумя
сверху, кулаком, снизу, стоя, в
прыжке; вторая передача из зоны 3
игроку, к которому передающий
обращен лицом

1

1

68

Тактика приемов и передач. ОРУ с 2
мячами. взаимодействия игроков зон
4 и 2 с игроком зоны 3 при первой
передаче; игрока зоны 3 с игроками
зон 4 и 2 при второй передаче При
страховке партнера, принимающего
мяч
с
подачи,
посланного
передачей; выбор способа приема
мяча от соперника - сверху или
снизу

69-

Правила игры.

8

2
15

1

1

1

5

1

Опрос

72
69

Правила игры. ОРУ с мячами. 2
Основные правила игры в волейбол.
Учебно-тренировочная игра.

1

1

70

Правила игры. ОРУ с мячами. 2
Освоение терминологии, принятой
в волейболе. Учебно-тренировочная
игра.

1

1

71

Правила игры. ОРУ с мячами. 2
Учебно-тренировочная
игра.
Итоговая Диагностика

1

72

Правила игры. ОРУ с мячами. 2
Учебно-тренировочная игра.

2

ИТОГО:

144

26

112

1

Тестиро
вание

6

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение. Инструктаж по Т.Б. и П.Б. -2 часа
Занятие 1.
1. Техника безопасности на занятиях волейболом.
Контроль. Знакомство с техникой безопасности на занятиях волейболом.
Раздел 2. Теоретическая подготовка – 6 часов.
Занятия 2-4
Тема 1. История возникновения и развития волейбола.
Теория. Считается, что волейбол возник благодаря Уильяму Дж. Моргану,
преподавателю физического воспитания одного из колледжей Холиока
(США). В 1895 году на одном из своих уроков он подвесил сетку (примерно
на высоте 2 метра) и предложил своим ученикам перебрасывать через неѐ
баскетбольную камеру. Получившуюся игру Морган назвал «Минтонет»
Тема 2. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
Теория. Личная гигиена, гигиенические требования к спортивной одежде и
обуви, местам занятий и оборудованию, предупреждение травм при
физкультурно-спортивных занятиях, доврачебная помощь пострадавшим.
Использование естественных факторов природы в целях закаливания
организма. Врачебный контроль и самоконтроль. Режим дня и питания.
Гигиена тренировочного процесса. Дневник самоконтроля спортсмена
Тема 3. Современное состояние волейбола. Оборудование и инвентарь
16

Теория. Оборудование и инвентарь, применяемые в процессе соревнований
и тренировки в избранном виде спорта. Тренажерные устройства,
технические средства
Контроль. Тестирование.
Раздел 3. Общефизическая подготовка – 38 часов
Занятия 5 – 23
Тема 1. Общеразвивающие упражнения.
Теория. Значение ОФП в подготовке волейболистов
Практика. Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех
физических качеств. Гимнастические, акробатические, легкоатлетические
упражнения. выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи,
гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки
Контроль. Тестирование, опрос
Тема 2. Упражнения на снарядах и тренажѐрах
Теория. Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика. Выполнение упражнений на гимнастических снарядах,
тренажерах(Шведская стенка, гимнастическая скамья, подкидной мостик,
различные тренажеры.)
Контроль. Тестирование ,опрос
Тема 3. Спортивные и подвижные игры
Теория. Разучивание правил различных спортивных и подвижных игр.
Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные
тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и
нападении.
Практика. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»),
«Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета
с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка»,
«Перепрыгивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов»,
«Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная
эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»,
«Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения
навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно
зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойка волейболиста
(лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз, в
различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но
перемещение приставными шагами
Контроль. Тестирование, опрос
Раздел 4. Специальная физическая подготовка – 45 часов
Занятия 24 – 45
17

Тема 1 Упражнения направленные на развитие силы
Теория Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые
движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки
вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными
перемещениями).
Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в
стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены
постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и
попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках
вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь
вперед-вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Тыльное
сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у
лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче
мяча).
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над
собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению
кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки
волейболиста) на дальность. Многократные передачи баскетбольного мяча о
стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных мячей, которые со
всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного
мяча ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук.
Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового)
мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, футбольного,
баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча
в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи
волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера).
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя);
в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту
подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные
броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках
групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То
же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То
же в рамках командных действий.
Контроль. Тестирование
Тема 2 Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц
Теория Значение СФП в подготовке волейболистов.
18

Практика. Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег
на 5,6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но
отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу
«челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными
мячами в руках (2-3 кг) в руках,
Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ
площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение,
остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на
360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с
падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и
т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся
выполняют определенное действие.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения
самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси»,
различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением
перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением
препятствий.
Контроль. Тестирование
Тема 3 Упражнения направленные на развитие прыгучести
Теория Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх;
то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до З кг). Из
положения стоя на гимнастической стенке одна нога сильно согнута, другая
опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги
(от стенки не I отклоняться).).
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и I ловля
после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с I набивным
(баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх об стенку,
приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в
прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних подскоков). То же,
но без касания мячом стены (с 14 лет - прыжки на одной ноге).
Прыжки на одной к на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед,
боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу
(сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и
количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на
гимнастические маты Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим
прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением
препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо,
влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием
19

подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая
разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных
(набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.
Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег
по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку
Контроль. Тестирование, опрос
Тема 4 Упражнения направленные на развитие специальной ловкости
Теория Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика. Одиночные и многократные прыжки с разбега и с места с
поворотом на 360, 270, 180, 90 градусов. Прыжки с подкидного мостика с
имитацией передач в безопорном положении. Прыжки через разнообразные
снаряды и предметы (конь, скамейка, веревка) как без поворотов, так и с
поворотами.
Контроль. Тестирование. Опрос
Тема 5 Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной,
прыжковой, игровой)
Теория Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика. Многократное повторение прыжков упражнений, Запрыгивания и
спрыгивания с горки матов. Многократное повторение легкоатлетических
упражнений. Челночный бег, ускорения Прыжки на одной ноге с
подтягиванием бедра к груди. Подвижная игра «Борьба за мяч». Сдача
контрольных нормативов
Контроль. Тестирование. Опрос
Раздел 5 Техническая подготовка – 38 часов
Занятия 46 -64
Тема 1 Приѐмы и передачи мяча
Теория Значение технической подготовки в волейболе.
Практика Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на
шнуре; над собой - на месте и после перемещения различными способами; с
набрасывания партнера - па месте и после перемещения; в парах; в
треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1 -3-2; передачи в стену с изменением
высоты и расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями; на
точность с собственного подбрасывания и партнера. : прием мяча после
отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку
(расстояние 4-6 м); прием нижней прямой подачи. Прием снизу двумя руками:
прием подвешенного мяча, наброшенного партнером - на месте и после
перемещения; в парах направляя мяч вперед-вверх, над собой, один на месте,
второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием
20

подачи и первая передача в зону нападения
Контроль. Тестирование. Опрос
Тема 2 Подачи мяча
Теория Значение технической подготовки в волейболе.
Практика Нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе
(подвешенного на шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м;
через сетку - расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки,
правую, левую половины площадки. Верхняя прямая подача
Контроль. Тестирование
Тема 3 Стойки
Теория Значение технической подготовки в волейболе.
Практика. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными
шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок
вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов
перемещений.
Контроль. Тестирование. опрос
Тема 4 Нападающие удары
Теория Значение технической подготовки в волейболе.
Практика. Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное
движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом мосте, стоя у
стены, по мячу на резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок
теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в
держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу,
подброшенному партнером; удар с передачи.
Контроль. Тестирование, опрос
Тема 5 Блоки
Теория Значение технической подготовки в волейболе.
Практика. Одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей
«механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на
подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).
Контроль. Тестирование, опрос
Раздел 6 Тактическая подготовка
Занятия 65 - 68
Тема 1 Тактика подач
Теория Значение тактической подготовки в волейболе
Практика. Подача нижняя прямая на точность в зоны -по заданию;
передача мяча через сетку на «свободное» место, на игрока, слабо
владеющего приемом мяча. Выбор способа приема мяча от соперника сверху или снизу. Расположение игроков при приеме подачи, при системе
21

игры «углом вперед».
Контроль Тестирование
Тема 2 Тактика приѐмов и передач
Теория Значение тактической подготовки в волейболе
Практика. Выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для
подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу,
стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий
обращен лицом; взаимодействия игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при
первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче;
игроков задней линии при первой передаче, система игры со второй
передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3
(2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Контроль. Тестирование
Раздел 7. Правила игры – 8 часов
Занятия 69-72
Тема 1 Правила игры
Теория. Разучивание правил игры в волейбол. Освоение терминологии,
принятой в волейболе. Учебно-тренировочная игра.
Практика. Учебно- тренировочные игры по правилам игры волейбол
Контроль. Тестирование
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Место проведения: Спортивный зал МОУ ООШ с. Невежкино Белинского
района Пензенской области
№
зан
яти
я

Фактическ Форма
ая дата и занятий
время
проведения

Количес
тво
часов

Название раздела, Темы

1

Беседа

2

Инструктаж по технике безопасности игры в
волейбол.

2

Беседа

2

История возникновения и развития волейбола

3

Беседа

2

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
22

Формы
контро
ля

4

Беседа,
Индивидуаль
ное

2

Современное
состояние
Оборудование и инвентарь

5

Групповая

2

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами. Тестиро
вание
Значение ОФП в подготовке волейболистов

6

Групповая

2

Общеразвивающие упражнения. Упражнения
для мышц верхнего плечевого пояса. Строевые
упражнения

7

Фронтальная

2

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами
Акробатические упражнения. Перекаты и
группировки. Строевые упражнения

8

Фронтальная

2

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами
Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки,
метание теннисных мячей.

9

Фронтальная

2

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами.
Гимнастические упражнения с предметами.
Упражнения для мышц ног

10

Фронтальная

2

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами.
Метание теннисных мячей в цель и на
дальность. Строевые упражнения

11

Фронтальная

2

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами.
Акробатические упражнения. Кувырки впередназад

12

Фронтальная

2

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами. Тестиро
Упражнения для мышц туловищ10.2018а и шеи. вание
Строевые упражнения. Сдача контрольных
нормативов

13

Фронтальная.
Игровая

2

Упражнения на снарядах и тренажѐрах.
Значение ОФП в подготовке волейболистов

14

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами .Упражнения на снарядах и
тренажѐрах.

15

Групповая

2

ОРУ с мячами .Упражнения на снарядах и Тестиро
вание
тренажѐрах.

16

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.
Правила игры в пионербол

17

Фронтальная.

2

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.
23

волейбола. Тестиро
вание

Игровая

Правила игры в пионербол

18

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

19

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

20

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

21

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

22

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

23

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

24

Фронтальная.
Игровая

2

25

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на Тестиро
развитие силы. Значение СФП в подготовке вание
волейболистов
ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие силы ног. Упражнения в парах с
сопротивлением.

26

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие силы верхнего плечевого пояса. Броски
набивных мячей. Сгибание и разгибание рук (от
стены, в упоре лежа)

27

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие силы мышц туловища. Сгибания и
разгибания туловища, поднимание колен в висе.

28

Фронтальная.
Игровая

2

29

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на Тестиро
развитие быстроты сокращения мышц. Значение вание
СФП в подготовке волейболистов
ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие быстроты сокращения мышц. Бег с
изменением направления, челночный бег, бег из
различных исходных положений.

30

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие быстроты сокращения мышц. Броски и
передачи набивных мячей

24

опрос

Тестиро
вание

31

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие быстроты сокращения мышц. Беговые
упражнения. Легкоатлетические эстафеты.

32

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие быстроты сокращения мышц. Броски и
передачи набивных мячей

33

Фронтальная.
Игровая

2

34

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на Опрос
развитие прыгучести. Значение СФП в
подготовке волейболистов
ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие
прыгучести.
Приседания,
выпрыгивания.

35

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие
прыгучести.
Упражнения
с
набивными мячами.

36

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие прыгучести. Прыжки, многоскоки,

37

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие
прыгучести.
Упражнения
с
набивными мячами.

38

Фронтальная.
Игровая

2

39

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами Упражнения направленные на Опрос
развитие специальной ловкости. Значение СФП
в подготовке волейболистов
ОРУ с мячами Упражнения направленные на
развитие специальной ловкости. Одиночные и
многократные прыжки с разбега и с места с
поворотом на 360, 270, 180, 90 градусов

40

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами Упражнения направленные на
развитие специальной ловкости. Прыжки с
подкидного мостика с имитацией передач в
безопорном положении

41

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами Упражнения направленные на
развитие специальной ловкости. Прыжки через
разнообразные снаряды и предметы (конь,
скамейка, веревка) как без поворотов, так и с
поворотами.

42

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие
выносливости
(скоростной,
прыжковой, игровой). СФП в подготовке
25

волейболистов
43

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие
выносливости
(скоростной,
прыжковой, игровой).Многократное повторение
прыжков
упражнений,
Запрыгивания
и
спрыгивания с горки матов.

44

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на
развитие
выносливости
(скоростной,
прыжковой,
игровой).
Многократное
повторение легкоатлетических упражнений.
Челночный бег, ускорения,

45

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на Тестиро
развитие
выносливости
(скоростной, вание
прыжковой, игровой). Прыжки на одной ноге с
подтягиванием бедра к груди. Подвижная игра
«Борьба
за
мяч».
Сдача
контрольных
нормативов

46

Фронтальная.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи мяча. Тестиро
вание
Значение технической подготовки в волейболе.

47

Фронтальная.
Игровая.
Индивидуаль
ная

2

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи мяча.
Разучивание техники нижнего приема мяча.
Выполнение имитации без мяча. Подводящие
упражнения.

48

Индивидуаль
ная,
групповая.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи мяча
Разучивание техники верхнего приема мяча.
Выполнение имитации без мяча. Подводящие
упражнения.

49

Индивидуаль
ная,
групповая.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи мяча.
Разучивание техники нижнего приема мяча.
Выполнения упражнения в парах

50

Индивидуаль
ная,
групповая.
Игровая

2

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи мяча. Прием
снизу двумя руками: «жонглирование» стоя на
месте и в движении; прием подачи и первая
передача в зону нападения

51

Индивидуаль
ная,
групповая.

2

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи мяча.
Передача мяча сверху двумя руками, над собой на месте и после перемещения различными
26

Игровая

способами

52

Фронтальная,
групповая,Иг
ровая

2

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи мяча. Прием
сверху двумя руками: прием мяча после отскока
от стены, после броска партнером через сетку
(расстояние 4-6 м); прием нижней прямой
подачи.

53

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

ОРУ с мячами. Приѐмы и передачи мяча. Прием
снизу двумя руками: прием подвешенного мяча,
наброшенного партнером - на месте и после
перемещения; в парах направляя мяч впередвверх, над собой, один на месте

54

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

ОРУ с мячами. Подачи мяча.
технической подготовки в волейболе

55

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

ОРУ с мячами. Подачи мяча. Разучивание
техники нижней прямой (боковой) подачи.
Выполнение имитации без мяча. Подводящие
упражнения.

56

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

ОРУ с мячами. Подачи мяча. Подача мяча в
держателе (подвешенного на шнуре); в стену расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м., из-за
лицевой линии в пределы площадки, правую,
левую половины площадки

57

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

ОРУ с мячами. Подачи мяча. Разучивание
техники верхней прямой подачи. Выполнение
имитации без мяча. Подводящие упражнения.

58

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

ОРУ с мячами. Подачи мяча. Подача мяча в
держателе (подвешенного на шнуре); в стену расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м., из-за
лицевой линии в пределы площадки, правую,
левую половины площадки

59

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

ОРУ с мячами. Значение технической Тестиро
подготовки в волейболе Стойки. Основная, вание
низкая стойка волейболиста. Сочетания стоек.

60

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

Опрос
ОРУ с мячами. Нападающие удары.
Значение технической подготовки в волейболе.
Разучивание техники прямого нападающего
удара. Выполнение имитации без мяча.

27

Значение Опрос

Подводящие упражнения.
Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая
Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

63

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

ОРУ с мячами. Блоки. Значение технической Тестиро
подготовки в волейболе. Разучивание техники вание
выполнения блока.

64

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

65

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

ОРУ с мячами. Блоки. одиночное блокирование
мячей в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя
на подставке и в прыжке; ударов по мячу в
держателе (подвешенного на шнуре).
Тактика подач. ОРУ с мячами Подача нижняя
прямая на точность в зоны -по заданию;
передача мяча через сетку на «свободное»
место, на игрока, слабо владеющего приемом
мяча

66

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

Тактика подач. ОРУ с мячами Взаимодействия, Опрос
игроков зон 6, 5,1 с игроком зоны 3(2) при
приеме подачи, прием подачи и первая передача
в зону 3 (2)

67

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

Тактика приемов и передач. ОРУ с мячами.
Выбор места для выполнения второй передачи у
сетки; для подачи; для отбивания мяча через
сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в
прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к
которому передающий обращен лицом

68

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

Тактика приемов и передач. ОРУ с мячами. Опрос
взаимодействия игроков зон 4 и 2 с игроком зоны
3 при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками
зон 4 и 2 при второй передаче При страховке
партнера, принимающего мяч с подачи,
посланного передачей; выбор способа приема
мяча от соперника - сверху или снизу

61

62

2

ОРУ с мячами. Нападающие удары. Прямой
нападающий удар; ритм разбега в три шага;
ударное движение кистью по мячу.
ОРУ с мячами. Нападающие удары. бросок
теннисного (хоккейного) мяча через сетку в
прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе
через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку
по мячу, подброшенному партнером; удар с
передачи.

28

69

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

Правила игры. ОРУ с мячами. Основные
правила
игры
в
волейбол.
Учебнотренировочная игра.

70

Фронтальная,
Индивидуаль
ная. Игровая

2

Правила игры. ОРУ с мячами. Освоение Тестиро
терминологии, принятой в волейболе. Учебно- вание
тренировочная игра.

71

Игровая

2

Правила игры. ОРУ с мячами. Учебно- Тестиро
вание
тренировочная игра. Итоговая Диагностика

72

Игровая

2

Правила игры. ОРУ
тренировочная игра.

с

мячами.

Учебно-

2.2 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: тренер -преподаватель, образование высшее
педагогическое, специальность «Учитель физической культуры».
Методическое обеспечение: Дополнительная общеразвивающая программа
«Волейбол» имеет развернутое календарно-тематическое планирование,
содержащее детальное разделение учебного времени на теоретическую и
практическую части.
Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по волейболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Регламент проведения волейбольных турниров различных уровней.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по
волейболу.
- Инструкции по охране труда.
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет
освоения учебно-тренировочного материала обучающимися, роста
их
физической, специальной, технико-тактической подготовленности, путем:
- текущей оценки усвоения изучаемого материала;
29

- оценки результатов выступления
индивидуальных игровых показателей;;

в

соревнованиях

команды

и

- выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической
подготовке, для чего организуются специальные соревнования.
Диагностическая методика образовательной программы
Разработанная образовательная программа предусматривает диагностику
проверки знаний, умений и навыков воспитанников детского объединения
в течении всего курса обучения. В течение учебного года проводится
диагностирование детей в начале года - входная, в конце полугодия –
промежуточная и на конец обучения - итоговая, для оценивания знаний,
умений
и
навыков
обучающихся,
которые
характеризуются
совершенствованием и ростом спортивного мастерства и физических качеств
ребят. Уровень подготовленности воспитанников определяется по
следующим параметрам:
3 - выполнение элемента или упражнения в основном правильно,
но не уверенно с ошибками.
4 - упражнение или элемент выполнено правильно, но не достаточно легко
и точно, наблюдается скованность в движениях.
5 упражнение или элемент выполнено правильно, в хорошем темпе,
уверенно, легко и точно.
Данные заносятся в таблицу со следующими критериями:
Входная диагностика
№ Ф.И.
п/ обучающегося
п

Теоретическ Общая
Специальная Технико- Средний
физическая физическая тактическ балл
ая
подготовка подготовка подготовка. ая
подготовк
а

1

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3

4

3

3,25

30

Промежуточная диагностика
№ Ф.И.
п/ обучающегося
п

Теоретичес Общая
Специальная Технико- Средний
физическая физическая тактическ балл
кая
подготовка подготовка подготовка
ая
подготовк
а

1

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3

4

3

3,25

Итоговая диагностика
№ Ф.И.
п/ обучающегося
п

Теоретичес Общая
Специальная Технико- Средний
физическая физическая тактическ балл
кая
подготовка подготовка подготовка
ая

1

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3

4

3

3,25

Контрольные нормативы
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№
п/п
1
2
3
4
5
6

7

Нормативы
общефизической
подготовки
Бег 30 м, с
Челночный бег 3х10 м, с
Прыжки в длину с места, см
6-минутный бег, м
Наклон вперѐд из положения сидя, см
Подтягивание на высокой перекладине из
виса (мальчики), кол-во раз; на низкой
перекладине из виса лѐжа (девочки).
Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).
31

Мальчики

Девочки

6,1 - 5,5
9,3 – 8,8
160 - 180
1000-1100
6-8
4-5

6,3 – 5,7
9,7 – 9,3
150 - 175
850-1000
8 - 10
10 - 14

100-110

110-120

8
9

Прыжки в высоту с разбега, см
Прыжки в высоту с места, см

№ Нормативы специальной физической
п/п подготовки
1
Нижняя прямая подача с расстояния 6 м
от сетки (кол-во удачных попыток из 10)
2
Жонглирование мячом на собой верхней
передачей (кол-во раз)
3
Жонглирование мячом на собой нижней
передачей (кол-во раз)
4
Прямой
нападающий
удар
после
подбрасывания мяча партнѐром через
сетку высотой 180 см (кол-во удачных
попыток из 10).
5
Позиционное нападение без изменения
позиций игроков (6:0)

90-100
40-45

80-90
35-40

Мальчики

Девочки

7-9

6-8

8-10

5-7

5-7

4-6

7-9

6-8

По
результатам
выполнения

По
результатам
выполнения

2.4. Методические материалы.
Методы и формы обучения.
Продолжительность Периодичность в Количество
занятия
неделю
часов в неделю

Количество
часов в год

2 часа

144 часов

2 раза в неделю

4 часа

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также
выделяют и отдельные занятия – семинары по судейству, где подробно
изучаются содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных
задач используются разнообразные формы и методы проведения этих
занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение,
рассказ, замечание, команды указания.

32

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа
упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают
создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод повтора упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод повтора упражнений, который
предусматривает многократное повторение движений, для выработки
устойчивого навыка.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательные методы применяются после того, как у
учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на
специально-подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с
учѐтом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- групповая;
- поточная
Методика проведения занятия
Вступительная часть: познакомить учащихся с темой занятия.
Подготовительная часть: познакомить учащихся с задачами, планом
занятия.
Основная часть: Ознакомление, обучение, совершенствование, тестирование
программного материала и т. д. в зависимости от поставленной задачи и
программного материала.
Заключительная часть: Закрепление изученного материала.
Такая методика занятия применяется в каждом разделе.
2.5. Список литературы
1. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2019г
авт.:В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников.
33

2. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной
подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Российский спорт, 2020г
3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая
культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2019.
Стандарты второго поколения).
4. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев,
С.Б. Кисилева
5. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и
спорт, 2019г.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2021г
7. Авторской программы В. И. Лях «Физическая культура»,
утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального
компонента государственного стандарта начального образования

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2024-02-06-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-01-20-sm 5-9кл.xlsx (скачать)
2024-05-16-sm -5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-05-17-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-05-18-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)
2024-12-06-sm 5-9 кл..xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».