МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Районный Отдел Образования
МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области
Рассмотрена на заседании
Одобрена на заседании
Утверждено
МО, протокол №2 от
Педсовета №3 от 27.12.2024
Директор школы
_______Каратаева В.И.
27.12.2024
Приказ№2.1от 09.01.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 927234)
учебного предмета
«Физическая культура»
Модуль «ОФП. Легкая атлетика»
для 1-4 классов основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Струнин Иван Сергеевич
учитель физической культуры
с. Невежкино 2024
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе примерной рабочей программы учебного
предмета «Физическая культура» (модуль « ОФП.Легкая атлетика») для образовательных
организаций, реализующих образовательные программы начального общего и основного
общего образования, включающая 36-часовую программу обучения легкой атлетике / Под ред.
Н.С. Федченко, директора ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического
обеспечения физического воспитания», кандидата педагогических наук.
Общая характеристика модуля «ОФП.Легкая атлетика»
Обновление содержания общего образования, внедрение новых методов и технологий
обучения, в том числе, создание условий для обеспечения высокого качества преподавания
учебного предмета
«Физическая культура», повышения его образовательного, воспитательного и
оздоровительного потенциала являются приоритетными направлениями государственной
политики в сфере образования.
Учебный предмет «Физическая культура» представлен на всех уровнях общего
образования. Включает развитие и внедрение спортивно- ориентированных форм обучения,
реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и популярных у
обучающихся видов спорта, в том числе легкой атлетики.
Трудно переоценить сегодня актуальность вопросов сохранения и укрепления здоровья
школьников. В качестве главных ориентиров физического воспитания детей можно отметить
следующие акценты:
• всестороннее развитие и совершенствование двигательных способностей
школьников и развитие их двигательной активности;
• укрепление здоровья и профилактика заболеваний путём воспитания у детей
устойчивого интереса и положительного эмоциональнофизкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
ценностного
отношения
к
• развитие не только физических, но и нравственных качеств, способствующих
укреплению навыков внутренней организации, самодисциплины и силы воли;
• развитие коммуникативных качеств характера, физической и психоэмоциональной
рекреации и реабилитации, навыков соревновательной деятельности и конструктивной работе в
команде, наполняющих жизнь подростков позитивным настроем.
Физическая культура играет значительную роль в жизнедеятельности обучающихся, так
как большую часть времени дня они ведут малоподвижный образ жизни, связанный с высоким
объемом учебных и внеучебных нагрузок, со значительным напряжением внимания, зрения,
уменьшением продолжительности сна и прогулок, интенсивной интеллектуальной
деятельностью.
Школьный возраст - один из самых сложных этапов возрастного развития организма
человека, который охватывает достаточно большой период времени и включает: рост,
дифференцировку органов и тканей, приобретение организмом характерных для него форм.
Данные факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. При
этом характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность
и волнообразность.
2
Недостаточность двигательной активности нарушает процесс гармоничного развития детей и
вызывает ряд серьезных изменений в их организме.
Одним из наиболее доступных средств увеличения потенциала здоровья обучающихся и
увеличения их двигательной активности являются занятия легкой атлетикой, которые, кроме
укрепляющих детский организм, закаливающих и профилактических функций, дают
возможность развивать все физические (двигательные) качества: быстроту, выносливость, силу,
гибкость, координацию, с учетом сенситивных периодов развития детей и подростков.
Занятия лёгкой атлетикой
являются общедоступными
благодаря
разнообразию видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно
заниматься практически повсеместно и в любое время года. Легкую атлетику
по
праву
называют «королевой спорта» по количеству разыгрываемых комплектов медалей,
представительству стран- участниц
всех континентов и
числу зрителей,
наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. На
Олимпийских играх в Токио-2020 было разыграно 48 комплектов медалей - больше,
чем
в
любом другом
виде спорта. Телевизионная аудитория легкоатлетических соревнований в
программе олимпийских игр составляет 50 % от общего числа телезрителей.
Занятия легкой атлетикой имеют большое оздоровительное, воспитательное и прикладное
значение, так как владение основами техники бега, прыжков и метаний является жизненно
необходимыми навыками каждого человека. Кроме того, основы легкоатлетических дисциплин
играют важную роль в общефизической подготовке спортсменов практически во всех видах
спорта.
Занятия различными видами легкой атлетики способствуют гармоничному развитию и
укреплению здоровья детей и подростков, комплексно влияют на органы и системы растущего
организма, укрепляя и повышая функциональный уровень дыхательной, сердечно-сосудистой,
костно-мышечной и других систем организма человека, вследствие чего увеличивается
жизненная емкость лёгких и мышечная масса, улучшается кровообращение, активизируется
обмен веществ, повышается тонус нервной системы.
В настоящее время легкая атлетика — это средство физического воспитания и оздоровления,
спорт, активная досуговая и профессиональная деятельность.
Беговые виды легкой атлетики является прекрасным средством закаливания, оказывая
положительное влияние на иммунную систему организма человека, повышение выносливости и
устойчивого состояния организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям
и другим изменениям внешней среды. Активно развивается проект Всероссийской федерации
легкой атлетики «Национальное беговое движение», который направлен на привлечение к
регулярным занятиям бегом значительных групп различного возраста, в том числе – и
школьник
Владение основами бега, прыжков и метаний обеспечивает каждому обучающемуся
всестороннее физическое развитие, возможность сохранения здоровья, увеличение
продолжительности
жизни
и
работоспособности,
приобретение
эмоционального,
психологического комфорта и залога безопасности жизни.
Систематические занятия различными видами легкой атлетики содействуют развитию
личностных качеств обучающихся - нравственных (честность, доброжелательность,
дисциплинированность, самообладание, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми
качествами (смелость, решительность, инициатива, трудолюбие, настойчивость и
3
целеустремленность), а также развитию способности управлять своим эмоциональным
состоянием.
Цели изучения модуля «ОФП.Легкая атлетика»
Цель Модуля - обучение основам легкоатлетических дисциплин (бега, прыжков и
метаний) как базовому жизненно необходимому навыку, формирование у обучающихся
общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к
сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа
жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств легкой
атлетики.
Задачи Модуля:
всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их
двигательной активности;
-
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
развитие основных физических качеств и повышение
-
функциональных возможностей их
поведения средствами легкой атлетики;
организма, обеспечение культуры безопасного
формирование технических навыков бега, прыжков и метаний и умения применять
их в различных условиях;
формирование общих представлений о различных видах легкой атлетики, их
возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической
подготовке обучающихся;
-
обучение основам техники бега, прыжков и метаний, безопасному поведению на
занятиях на стадионе (спортивной площадке), в легкоатлетическом манеже, в спортивном зале,
при проведении соревнований по кроссу и различным эстафетам; отдыхе на природе, в
критических ситуациях;
-
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта средствами
различных видов легкой атлетики с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
-
воспитание общей культуры развития личности обучающегося средствами легкой
атлетики, в том числе, для самореализации и самоопределения;
-
развитие положительной мотивации и устойчивого учебно- познавательного
интереса к предмету «Физическая культура»; удовлетворение индивидуальных потребностей,
обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами различных видов легкой
атлетики;
-
популяризация легкой атлетики в общеобразовательных организациях, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям различными
видами легкой атлетики в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта.
Преимущество Модуля состоит в том, что используемые в образовательной деятельности
технологии бега, прыжков и метаний решают комплекс основных задач физического
воспитания на всех уровнях общего образования:
-
4
создают оптимальные условия развития личности, обеспечивают гибкость и
вариативность содержания образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными
особенностями и потребностям обучающихся;
-
являются действенным средством укрепления здоровья детей и подростков в
общеобразовательной организации;
-
формируют навыки собственной культуры поведения при проведении
тренировочных занятий и во время соревнований на стадионе (спортивной площадке),
легкоатлетическом манеже (спортивном зале), при проведении соревнований по кроссу и
эстафетному бегу, при занятиях физической культурой и спортом в целом;
-
-
обеспечивают развитие всех физических качеств и функциональных систем
организма;
расширяют принцип возможности интеграции уроков физической культуры с
формами дополнительного физкультурного образования на основе занятий различными видами
легкой атлетики;
-
являются действенным средством подготовки обучающихся к выполнению
нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов
к труду и обороне» (ГТО).
В содержании Модуля специфика бега, прыжков и метаний сочетается практически со
всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в
общеобразовательной организации (гимнастика, спортивные игры, плавание и т.д.),
предполагая доступность освоения учебного материала всеми возрастными категориями
обучающихся, независимо от уровня их физического развития и гендерных различий.
Многообразие форм движений, в том числе и сложно- координационных, способствует
воспитанию основных физических качеств - быстроты, ловкости, гибкости, что является
благоприятным для детей младшего и среднего школьного возраста, с учетом сенситивных
периодов развития двигательных качеств.
Модуль позволяет расширить спектр физкультурно-спортивных направлений в
образовательных организациях с учетом материально- технической спортивной базы,
педагогических кадров, организации и проведения уроков физической культуры с 3-х часовой
недельной нагрузкой.
Модуль «ОФП.Легкая атлетика» разработан в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Закон), который действует в интересах обучающихся образовательных организаций и
утверждает:
право образовательных организаций на самостоятельность в осуществлении
образовательной деятельности и свободе в определении содержания образования, разработке и
утверждении своих образовательных программ, выборе учебно-методического обеспечения,
образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п. п.
6 п.3 ст.28 Закона); право педагогических работников на свободу выбора и использования
педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а также право на
творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и
воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
-
5
Модуль разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации
по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта Пр-1919, п.3 б) «о
расширении перечня видов спорта, включенных в программу учебного предмета «Физическая
культура», в том числе представленных в этой программе в виде отдельных модулей».
Модуль учитывает: федеральные государственные образовательные стандарты начального
общего образования, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 г. № 286; федеральные государственные образовательные стандарты
основного общего образования, утвержденные приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287; федеральные государственные образовательные
стандарты среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645; примерную программу воспитания
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол № 2/20 от 2 июня 2020 г.) и направлен на реализацию цели и задач
Концепции преподавания учебного предмета
«Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной протоколом
заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018 г.
№ПК1вк. Место модуля «ОФП.Легкая атлетика» в учебном плане
Модуль «Легкая атлетика» в МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской
области будет реализован на уроках физической культуры в 1 – 4-х классах в рамках рабочей
программы по предмету «Физическая культура», являющейся обязательным компонентом
содержательного раздела основной образовательной программы МОУ ООШ . Невежкино
Белинского района Пензенской области. Урок по модулю «Легкая атлетика» является третьим
часом уроков физической культуры из части, формируемой участниками образовательных
отношений.
При планировании занятий легкой атлетикой в рамках урока физической культуры, в т.ч.
третьего часа, изучение теоретических знаний и освоение базовых основ техники бега, прыжков
и метаний предполагается в объеме 34 часа, из предусмотренного общего объема часов по
учебному плану, отведенного на учебный предмет «Физическая культура», в том числе:
в 1-4-х классах – 136 часов
II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных
программ начального общего и основного общего образования Федеральных государственных
образовательных стандартов (приказы Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286, от
31.05.2021 г. № 287) модуль «Легкая атлетика» направлен на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты формируются за счёт освоения Модуля и направлены на
готовность, способность и стремление обучающихся в учебной и воспитательной деятельности
к традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формированию внутренней позиции личности средствами
различных видов легкой атлетики.
6
Метапредметные результаты включают сформированные на базе освоения Модуля, в
единстве с программным материалом других образовательных дисциплин, межпредметные
понятия и универсальные компетенции для их активного применения в учебной
познавательной, коммуникативной и социальной практике, самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности, работа с информацией, самоорганизация,
сотрудничество с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной
траектории.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который приобретается в
процессе освоения Модуля, проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности,
умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и
проведением самостоятельных занятий легкой атлетикой, с учебной, игровой и
соревновательной деятельностью по различным видам легкой атлетики и в сфере физической
культуры и спорта в целом.
Планируемые личностные результаты: проявление патриотизма, уважения к Отечеству
через знание истории и современного состояния развития легкой атлетики; проявление чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России через достижения
отечественных легкоатлетов на мировых чемпионатах и первенствах, Чемпионатах Европы и
Олимпийских играх; проявление готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
мотивации и осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами легкой
атлетики профессиональных предпочтений в области физической культуры и спорта, в том
числе через традиции и идеалы главных организаций по легкой атлетике регионального,
всероссийского и мирового уровней, а также школьных спортивных клубов; сформированность
толерантного сознания и поведения, способность вести диалог с другими людьми
(сверстниками, взрослыми, педагогами), достигать в нём взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения в учебной, тренировочной, досуговой, игровой и
соревновательной деятельности на принципах доброжелательности и взаимопомощи;
проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; моральной
компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности по легкой атлетике; проявление готовности соблюдать правила
индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной, соревновательной,
досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии легкой атлетикой; способность
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности, стремление к познанию и творчеству, эстетическим потребностям; проявление
положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и
условиях, в достижении поставленных целей на основе представлений о нравственных нормах;
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности средствами легкой
атлетики.
Планируемые метапредметные результаты:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результатов в учебной, тренировочной, игровой и
соревновательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения средствами
различных видов легкой атлетики, составлять планы в рамках физкультурно-спортивной
деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать учебную, тренировочную,
7
игровую и соревновательную деятельность; умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность со сверстниками и взрослыми; работать индивидуально, в парах и в
группе, эффективно взаимодействовать и разрешать конфликты в процессе учебной,
тренировочной, игровой и соревновательной деятельности, судейской практики, учитывать
позиции других участников деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки,
выявление, анализ и нахождение способов устранения ошибок при выполнении технических
действий в различных видах легкой атлетики; организация самостоятельной деятельности с
учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий различными видами легкой атлетики; умение ориентироваться в различных
источниках информации с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной
безопасности, способность самостоятельно применять различные методы и инструменты в
информационно-познавательной деятельности; Планируемые предметные результаты на
уровне начального общего образования:
понимание роли и значении занятий легкой атлетикой для укрепления здоровья,
закаливания и развития физических качеств; сформированность знаний по истории
возникновения и развития легкой атлетики; сформированность представлений о
различных видов бега, прыжков и метаний, их
сходстве и различиях; простейших правилах проведения соревнований по легкой атлетикой;
сформированность навыков: безопасного поведения во время тренировок и соревнований
по легкой атлетике и в повседневной жизни; личной гигиены при занятиях легкой атлетикой;
умение
составлять
и
выполнять
самостоятельно
простейших
комплексов
общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений для занятий различными видами
легкой атлетики; способность выполнять технические элементы легкоатлетических
упражнений (бег,
прыжки, метания); умение организовывать и проводить подвижные игры с элементами легкой
атлетики во
время активного отдыха и каникул; умение определять внешние признаки утомления во время
занятий легкой атлеткой,
особенно в беговых видах; способность выполнять тестовые упражнения по физической
подготовленности в беге,
прыжках и метаниях.
Планируемые предметные результаты на уровне основного общего образования: знания о
значении легкой атлетики, особенно бега, как средства повышения
функциональных возможностей основных систем организма и укрепления здоровья человека;
знания о роли легкой атлетики в направлениях: физическая культура, спорт, здоровье,
безопасность, укрепление международных связей; достижениях выдающихся
отечественных легкоатлетов, их вкладе в развитие легкой атлетики; умение
характеризовать виды легкой атлетики (бег, прыжки, метания, соревнования на
стадионе, в манеже, пробеги по шоссе, кросс, спортивная ходьба); знание легкоатлетических
дисциплин и программ соревнований, состава судейской
коллегии, функций судей; применение терминологии и правил проведения соревнований по
различным видам легкой атлетики в учебной,
соревновательной и досуговой деятельности; использование основных средств и методов
обучения основам техники различных видов
легкой атлетики; знание прикладного значения легкой атлетики; владение правилами
поведения и требованиями безопасности при организации занятий
8
легкой атлетикой на стадионе, в легкоатлетическом манеже (спортивном зале) и вне стадиона;
умение выполнять комплексы упражнений, включающие общеразвивающие, специальные и
имитационные упражнения в различных видах легкой атлетики; упражнения для изучения
техники отдельных видов легкой атлетики их совершенствования; умение составлять и
демонстрировать комплексы упражнений на развитие физических
качеств, характерные для легкой атлетики в целом и отдельно для бега, прыжков и метаний;
умение осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой в процессе занятий легкой
атлетикой, применять средства восстановления организма после физической нагрузки; знание и
умение выполнять тестовые упражнения по физической подготовленности в
различных видах легкой атлетики; участие в соревнованиях по легкой атлетике.
III.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ОФП.ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Раздел 1. Знания о легкой атлетике
История возникновения и развития легкой атлетики как вида спорта. История развития
легкой атлетики как вида спорта в мире, в Российской Федерации, в регионе. Достижения
отечественных легкоатлетов на мировых первенствах и Олимпийских играх. Главные
организации/федерации (международные, российские), осуществляющие управление легкой
атлетикой.
Характеристика видов легкой атлетики (бег, прыжки, метания, спортивная ходьба).
Различные виды бега (дистанции), прыжков и метаний. Основные правила проведения
соревнований по легкой атлетике. Судейская коллегия, обслуживающая соревнования
(функции). Основные требования к стадиону, легкоатлетическому манежу, трассе для кросса и
пробегов. Словарь терминов и определений по легкой атлетике.
Занятия легкой атлетикой как средство укрепления здоровья, повышения
функциональных возможностей основных систем организма и закаливания. Сведения о
физических качествах, необходимых в различных видах легкой атлетики. Основные средства и
методы обучения технике способов бега, прыжков и метаний. Игры и развлечения в процессе
занятий легкой атлетикой.
Влияние занятий легкой атлетикой. на формирование положительных качеств личности
человека.
Правила поведения и техники безопасности при занятиях различными видами легкой
атлетики на стадионе, в легкоатлетическом манеже (в спортивном зале), на трассе для кросса.
Режим дня при занятиях легкой атлетикой. Личная гигиена во время занятий легкой
атлетикой. Форма одежды/легкоатлетическая экипировка (спортивный костюм, спортивные
трусы и майка, кроссовки, полотенце), сопутствующий инвентарь и оборудование для занятий
различными видами легкой атлетики.
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
Самоконтроль во время занятий различными видами легкой атлетики. Первые внешние
признаки утомления. Средства восстановления организма после физической нагрузки.
Режим дня юного легкоатлета. Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде
и обуви для занятий различными видами легкой атлетики. Правильное сбалансированное
питание при занятии различными видами легкой атлетики. Характерные травмы во время
занятий бегом, прыжками и метаниями и мероприятия по их предупреждению.
9
Выбор и подготовка места для занятий различными видами легкой атлетики. Выбор
одежды и обуви для занятий бегом, прыжками и метаниями. Правила использования
спортивного инвентаря и оборудования для занятий различными видами легкой атлетики.
Организация и проведение подвижных игр с элементами бега, прыжков и метаний во время
активного отдыха и каникул. Судейство простейших спортивных соревнований по легкой
атлетике в качестве судьи или помощника судьи.
Подбор и составление комплексов упражнений, включающих общеразвивающие,
специальные и имитационные упражнения в беге, прыжках и метаниях. Самостоятельное
освоение двигательных действий в различных видах легкой атлетики. Оценка техники
осваиваемых упражнений и движений по эталонному образцу, внутренним ощущениям;
способы выявления и исправления технических ошибок. Тестирование уровня физической
подготовленности в беге, прыжках и метаниях.
Раздел 3. Физическое совершенствование
Комплексы упражнений на развитие основных физических качеств (выносливости, силы,
гибкости, ловкости и скоростных способностей), в соответствии с сенситивными периодами
развития детей в этом возрасте и рекомендуемой последовательностью развития физических
двигательных качеств (в младшем школьном возрасте акцентируется внимание на развитии
быстроты, гибкости и ловкости).
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на стадионе и в
легкоатлетическом манеже (спортивном зале). Упражнения с использованием вспомогательных
средств (барьеров и конусов различной высоты, медболов и т.п.). Перенос технических навыков
выполнения упражнений в целостное легкоатлетическое упражнение (бег на короткой
дистанции с ускорением, прыжок в длину с короткого разбега, метание мяча и/или медбола и
т.д.)
Бег со старта из различных положений, бег со сменой темпа и направлений бега,
многоскоки (прыжки с ноги на ногу), метание медбола с партнером и т.д.
Пробегание учебных дистанций с низкого и высокого старта, с хода, в группах и в парах с
фиксацией результата. Участие в соревновательной деятельности в различных комбинациях
видов легкой атлетики, соблюдая принципы разносторонней подготовки (использование
элементов бега, прыжков и метаний).
Игры, игровые задания и развлечения с использованием элементов легкоатлетических
упражнений в беге, прыжках и метаниях (с элементами соревнования; не имеющие сюжета;
игры сюжетного характера; командные игры). Соревнования проводятся в основном по
нестандартным многоборьям, например, 3-4 вида («станции»), которые имеют четкую
направленность – спринтерско-барьерную, прыжковую или метательскую. Требования к
физической подготовке детей не должны быть завышенными; каждому обучающемуся следует
пройти каждую «станцию» и обязательно принести очки команде - никто не должен получить
нулевую оценку. Обучающимся и командам должно даваться две попытки на прохождение
каждой «станции», в зачет принимается лучший результат.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ОФП.ЛЕГКАЯ
АТЛЕТИКА»
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ОФП.ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программное содержание
Характеристика
деятельности обучающихся
Раздел 1. Знания о легкой атлетике
(1-4 класс)
Простейшие
сведения
из
истории возникновения и развития
легкой атлетике.
Знать и пересказывать факты
истории возникновения и развития легкой
атлетики.
Виды легкой атлетики (бег, прыжки,
метания, спортивная ходьба).
Знать и различать виды легкой
атлетики. Определять их сходство и различия
Виды бега, прыжков,
спортивная ходьба.
Называть виды
Знать их отличия.
метаний,
легкой
атлетики.
Простейшие правила
Излагать простейшие правила проведения
проведения соревнований по легкой соревнований по легкой атлетике (по бегу, прыжкам и
атлетике (бег, прыжки, метания).
метаниям).
Игры и развлечения при проведении
занятий по легкой атлетике.
Словарь терминов и определений по
легкой атлетике.
Общие сведения о размерах стадиона и
легкоатлетического манежа.
Занятия легкой атлетикой (бегом)
как средство укрепления здоровья,
закаливания организма человека и
развития физических качеств.
Знать простейшие игры и развлечения на
стадионе (спортивной площадке), в спортивном зале
Знать, понимать, применять термины и
определения по легкой атлетике.
Знать основные
размеры
стадионов
и легкоатлетических
манежей;
простейшие требования
для
организованных занятий различными видами легкой
атлетики.
Знать и называть инвентарь и оборудование для
занятий бегом, прыжками и метаниями.
Раскрывать значение занятий легкой атлетикой
(бегом)
для
укрепления
здоровья, закаливания
и
развития
физических качеств.
Режим дня при занятиях легкой
Знать и рассказывать о режиме дня, правилах
личной гигиены при занятиях легкой атлетикой.
атлетикой.
Правила личной гигиены во время
занятий легкой атлетикой.
11
Правила безопасного поведения при Знать,
рассказывать
и
соблюдать
правила
занятиях легкой атлетикой на стадионе, в безопасного поведения во время занятий различными
легкоатлетическом манеже (спортивном видами легкой атлетики на стадионе, в
зале) и на местности.
легкоатлетическом манеже (спортивном зале) и на
Форма одежды
для
занятий местности.
различными видами легкой атлетики.
Знать перечень одежды для занятий легкой атлетикой
(спортивный костюм, кроссовки, спортивная майка и
трусы, полотенце).
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности (1-4 класс)
Первые внешние признаки утомления Знать и определять внешние признаки утомления во
во время занятий легкой атлетикой. Способы время занятий различными видами легкой атлетики.
самоконтроля за физической нагрузкой.
Измерять
физическую
нагрузку разными
способами и
уметь ее регулировать.
Правила личной гигиены, требования к
Соблюдать правила личной гигиены при
спортивной одежде (легкоатлетической занятиях легкой атлетикой на стадионе, вне стадиона,
экипировки) для занятий различными в легкоатлетическом манеже (спортивном зале).
Составлять и соблюдать режим дня юного
видами легкой атлетики.
легкоатлета.
Режим дня юного легкоатлета.
Выбор и подготовка места для занятий
Уметь выбирать и оборудовать безопасные
легкой атлетикой на стадионе, вне стадиона, места для занятий различными видами легкой
в легкоатлетическом
манеже
атлетики.
Уметь применять спортивный инвентарь для
(спортивном зале).
занятий бегом, прыжками и метаниями.
Правила
использования
спортивного инвентаря
для
занятий
различными видами легкой атлетики.
Подбор и составление комплексов
Подбирать, составлять и осваивать
общеразвивающих, специальных и
самостоятельно и
при участии
и
имитационных упражнений
для
помощи
родителей простейшие
занятий различными видами легкой
атлетики.
комплексы
общеразвивающих,
специальных и имитационных упражнений для
занятий различными видами легкой атлетики.
Различать двигательные действия, относящиеся к
отдельным видам легкой атлетики.
12
Организация и проведение подвижных
Организовывать и проводить подвижные игры с
игр с элементами бега, прыжков и метаний элементами различных видов легкой атлетики в
во время активного отдыха и каникул.
различных условиях.
Подготавливать места для занятий различными
видами легкой атлетики при проведении подвижных
игр (вместе с родителями).
Проявлять самостоятельность в организации
подвижных игр с элементами с элементами различных
видов легкой атлетики.
Общаться и взаимодействовать в игровой
деятельности.
Проявлять
коммуникативные
качества,
демонстрировать стремление к победе, уважительно
относиться к соперникам.
Соблюдать правила подвижных игр.
Тестирование
уровня
физической Знать и выполнять контрольно- тестовые упражнения
подготовленности в беге, прыжках и по физической подготовленности в различных видах
метаниях.
легкой атлетики.
Проявлять уровень физических качеств.
Оценивать показатели физической
подготовленности.
Раздел 3. Физическое совершенствование (1-4 класс)
Общеразвивающие, специальные и
имитационные упражнения в различных
видах легкой атлетики.
Демонстрировать
общеразвивающие
специальные и имитационные упражне- ния в
различных видах легкой атлетики для повышения
уровня общего физической подготовленности,
развития
основных
физических
качеств
и
предварительной
подготовки
к
освоениюлегкоатлетических дисциплин.
Упражнения
на
развитие
Демонстрировать упражнения
на
физических качеств, характерных для
развитие физических качеств (ловкости, гибкости,
различных видов легкой атлетики.
быстроты).
Применять упражнения на развитие физических
качеств во время учебной деятельности и
самостоятельных занятий различными видами легкой
атлетики.
13
Подвижные
игры с
Излагать правила и условия подвижных игр.
Закреплять во время подвижных игр умения и
элементами различных
видов
легкой
атлетики (на стадионе, навыки, физические качества, характерные для
в
легкоатлетическом манеже различных видов легкой атлетик.
Организовывать, проводить и принимать
(спортивном зале):
— игры, включающие элемент соревнования участие в подвижных играх. Соблюдать правила
подвижных игр и правила безопасного поведения во
и не имеющие сюжета;
время игр.
— игры сюжетного характера; —
Проявлять положительные качества личности
командные игры. Игры:
(волю, смелость, честность, выдержку, решительность,
беговые эстафеты;
этические нормы поведения).
сочетание беговых и прыжковых
Проявлять
коммуникативные
качества,
дисциплин;
демонстрировать взаимопомощь и уважительное
-сочетание беговых видов и видов метаний;
отношение к соперникам.
-
сочетание прыжков и метаний;
сочетание
бега, прыжков
и
метаний.
Общеразвивающие, специальные и
Уметь
описывать
общеразвивающие,
имитационные упражнения для начального специальные и имитационные упражнения для
обучения основам техники бега, прыжков и освоения техники бега, прыжков и метаний.
метаний.
Соблюдать правила безопасности во время
выполнения упражнений.
Использовать умения и навыки основ техники
бега, прыжков и метаний в учебной, игровой и
досуговой деятельности.
Демонстрировать технику различных видов
легкой атлетики.
Основы соревновательной
деятельности в
различных видах
Проявлять смелость и уверенность во время
легкой атлетики, построенной по принципу выполнения упражнений, взятых из различных видов
эстафет в различных видах
легкой
легкой атлетики.
атлетики
с
Демонстрировать старт из различных
сочетанием
элементов
бега,
положений по команде, выполнение прыжков с
прыжков и метаний.
короткого разбега, метание легких снарядов в цель.
Тестовые
упражнения по
Выполнять контрольно-тестовые упражнения для
оценке физической подготовленности оценки уровня физической подготовленности в беге,
в плавании.
прыжках и метаниях.
Участие в
соревновательной
Участвовать в соревновательной деятельности
деятельности.
внутри школьных этапов различных соревнований,
фестивалей, конкурсов по различным видам легкой
атлетики, с элементами бега, прыжков и метаний.
Демонстрировать полученные навыки и умения
в различных видах легкой атлетики.
14
Разделы
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЯ «ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА»– 1 класс (34 часа)
№
Содержание материала
Количество Дата
Примечание
часов
факт
п/п
Основы знаний
1.
.
Навыки и
умения
2
3
4
5.
6.
7
8
9
10
11.
12.
13.
14.
15.
16
17
Основы знаний
18
.
Инструктаж по технике
безопасности. Правила
поведения в физкультурном зале
и на спортплощадке. Основные
способы передвижения
человека.
Основные способы
передвижения человека. Ходьба
с изменением направления
Бег в медленном темпе
ОРУ. Подвижные игры
Бег в быстром темпе.
Ускорение.
Бег с изменением направления в
медленном темпе
Бег с высоким подниманием
бедра. Подвижные игры
Прыжки на одной и двух ногах.
Подвижные игры
Прыжки в длину с места.
Прыжки в высоту с места
Прыжки в высоту с разбега
Прыжки через скакалку
Метание мяча на дальность
Метание малого мяча в
вертикальную цель
Кроссовая подготовка
Тестирование. Бег 30
метров«Челночный бег» 3х10
метров
Тестирование. Прыжок в длину
с места. Кросс 500 метров
1 час
Инструктаж по технике
безопасности. Возникновение
первых соревнований. Зарождение
Олимпийских игр. Правила
поведения на водоёмах в летний
период..
1 час
15
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Навыки и
умения
19
Различные виды ходьбы
1 час
20
Бег в медленном темпе
1 час
21
Бег с изменением направления
1 час
22
Бег в быстром темпе. Ускорение
1 час
23
Бег с высоким поднимаем бедра
1 час
2ОРУ без предмета
1 час
Прыжки на одной и двух ногах.
Подвижные игры
1 час
26
Различные виды ходьбы
1 час
27
Бег в медленном темпе
1 час
28
Бег с изменением направления
1 час
29
Бег в быстром темпе. Ускорение
1 час
30
Бег с высоким поднимаем бедра
1 час
31
ОРУ без предмета
1 час
3Различные виды ходьбы
1 час
33
Бег в медленном темпе
1 час
34
Тестирование. Бег 30 метров
Кросс 500 метров
1 час
24
25
32
16
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЯ «ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА»– 2 класс (34 часа)
Разделы
№
п/п
Основы знаний
1.
Навыки и
умения
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Основы знаний
18
Содержание материала
Количество Дата
часов
факт
Инструктаж
по технике
безопасности. Гигиенические
правила
выполнения
физических
упражнений..Понятие
о
физической культуре.
Ходьба с изменением
направления. Бег в медленном
темпе
Бег с изменением направления
Специально-беговые упражнения
ОРУ без предмета
1 час
ОРУ со скакалкой
Прыжки в длину с места.
Тестирование.
Прыжки в высоту с прямого
разбега
Прыжки по разметкам на
разные расстояния ( по
кочкам)
Прыжки через скакалку.
Тестирование.
Высокий старт. Тестирование.
Тестирование. Бег 30 метров.
Подъём туловища за 30 сек.
Кросс 500 метров
Метание малого мяча на
дальность
Метание малого и большого мяча
в вертикальную цель
Метание малого и большого мяча
в горизонтальную цель
Кроссовая подготовка.
Тестирование.
Тестирование. «Челночный бег»
3х10 метров» Подвижные игры
Инструктаж
по
технике
безопасности История развития
лёгкой
атлетики(
беговые
1 час
1 час
17
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Приме
чание
Навыки и
умения
19
упражнения) Правила поведения
на водоёмах в летний период
Различные виды ходьбы
1 час
20
Бег в медленном темпе
1 час
21
Бег с изменением направления
1 час
22
ОРУ без предмета
1 час
23
Специально-беговые упражнения 1 час
24
Многоскоки. Прыжки по
1 час
разметкам на разные расстояния
(по кочкам)
Прыжки в высоту с прямого 1 час
разбега
Высокий старт
1 час
25
26
1 час
30
Тестированание. Прыжки в длину
с разбега
Метание малого и большого мяча
в вертикальную цель
Метание малого и большого мяча
в горизонтальную цель
Метание мяча на дальность.
31
Тестирование. Метание мяча
1 час
32
Кроссовая подготовка
1 час
33
Тестирование. Бег 30 метров.
1 час
34
Подвижные игры
1 час
27
28
29
18
1 час
1 час
1 час
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЯ «ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА»– 3 класс (34 часа)
Разделы
№
п/п
Содержание материала
Количество Дата
часов
факт
Основы
знаний
1.
Инструктаж по технике
безопасности. Дыхание при
ходьбе и беге. Основное правило
правильного дыхания.
1 час
Навыки и
умения
2
Ходьба с изменением
направления
Бег с изменением длины и
частоты шага
ОРУ без предмета
ОРУ со скакалкой
1 час
Бег с преодолением препятствий
Бег 30 метров с высокого старта
Прыжки в длину с места..
Тестирование
Высокий и низкий старт
Многоскоки
Прыжки в высоту с прямого
разбега.
Прыжки через скакалку.
Тестирование: Подъём туловища
за 30 сек.
Специально-беговые упражнения
Метание малого мяча в цель
Метание
малого
мяча на
дальность с разбега
Тестирование. «Челночный бег»
3х10 метров» Подвижные игры
Тестирование. Кросс.
1 час
1 час
1 час
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Основы
знаний
18
Навыки и
умения
19
Инструктаж по технике
1 час
безопасности История развития
лёгкой атлетики (прыжки)
Правила поведения на водоёмах в
летний период.
Различные виды ходьбы и бега
1 час
20
Бег в медленном темпе
1 час
2Бег с изменением длины и
1 час
19
Примечание
21
22
частоты шага
ОРУ без предмета
1 час
23
Специально-беговые упражнения
1 час
24
Многоскоки
1 час
25
Бег с преодолением препятствий
1 час
26
Высокий и низкий старт
1 час
27
Бег 30 метров с высокого старта
1 час
28
Прыжки в высоту способом
«Перешагивания».
Метание малого мяча в цель
1 час
Метание малого мяча на
дальность с разбега
Кроссовая подготовка
1 час
3Кросс 1000 метров. Тестирование
1 час
32
33
Подвижные и спортивные игры
1 час
34
Бег 30 метров. Тестирование
1 час
29
30
31
20
1 час
1 час
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ В 4 КЛАССЕ
(34 часа)
№
1
Наименование разделов и тем
История легкой атлетики. Техника безопасности.
Дата
Количество часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на
осанку.
ОРУ, подвижные игры.
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на
осанку. ОРУ
Специально беговые упражнения,
подвижные игры.
1
1
1
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на
осанку. ОРУ
Специально беговые упражнения,
подвижные игры.
Медленный бег, разновидность бега
ОРУ в парах
Маховые движения рук, ног.
Медленный бег, разновидность бега
ОРУ в парах, маховые движения рук, ног.
Толчок одной ногой с места
Специально беговые упражнения
Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых
шагов
Элементы спортивных игр
Специально беговые упражнения
Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых
шагов
Элементы спортивных игр, подвижные игры.
Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и
беговых шагов.
Элементы спортивных игр, подвижные игры.
Гимнастические упражнения
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ
Специально беговые упражнения
Толчок одной ногой с места, подвижные игры.
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ
Специально беговые упражнения
Толчок одной ногой с места, подвижные игры.
Соревновательная деятельность
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
Соревновательная деятельность
1
17
Специально беговые упражнения
Толчок одной ногой с места, с 3-х,6-и беговых
шагов
Элементы спортивных игр.
Специально беговые упражнения
Толчок одной ногой с места, с 3-х,6-и беговых
шагов
Элементы спортивных игр.
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ
Специально беговые упражнения
Толчок одной ногой с места, подвижные игры.
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ
Специально беговые упражнения
Толчок одной ногой с места, подвижные игры.
Специально беговые упражнения
Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых
шагов
Теоретические сведения. Подвижные
игры
Специально беговые упражнения
1
24
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ
Специально беговые упражнения
1
25
Толчок одной ногой с места, подвижные
игры.
Медленный бег, разновидность бега
ОРУ в парах, маховые движения рук, ног.
Обучение прыжок в длину с места
1
Медленный бег, разновидность бега
ОРУ в парах, маховые движения рук, ног.
Закрепление прыжок в длину с места
Медленный бег, разновидность бега
ОРУ в парах, маховые движения рук, ног.
1
29
Совершенствование прыжок в длину с места.
1
30
Медленный бег, разновидность бега ОРУ
в парах, маховые движения рук, ног.
1
18
19
20
21
22
23
26
27
28
1
1
1
1
1
1
1
1
22
31
Контрольные испытания.
1
32
1
33
Гимнастические упражнения, подвижные игры,
«рычаги».
Гимнастические упражнения, подвижные игры,
34
Соревновательные действия
1
1
Список литературы
1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации №999 (от
20.12.2021) «Об утверждении Единой всероссийской спортивной
классификации (виды спорта, включенные в программу Игр
Олимпиады)», зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской
Федерации 30 декабря 2021 года.
2. «Бегай! Прыгай! Метай!» Официальное руководство Международной
ассоциации легкоатлетических федераций по обучению легкой
атлетике / Х. Мюллер, В. Ритцдорф (издание на рус. яз. подготовлено
Московским RDC, пер. с англ. А. Гнетовой, ред. В. Зеличенок). – М.:
Человек, 2013. – 216 с.
3. «Введение в теорию тренировки. Официальное руководство
Международной ассоциации легкоатлетических федераций по
обучению легкой атлетике по обучению легкой атлетике (2-е изд.) /
Ред. П. Дж. Л. Томпсон (издание на рус. яз. подготовлено Московским
Региональным центром развития легкой атлетики, пер. с англ. А.
Гнетовой, ред. В. Зеличенок). – М.: Человек, 2013. – 192 с.
4. Программа Международной ассоциации легкоатлетических федераций
«Детская легкая атлетика»: командные соревнования для детей: Пер. с
англ. А. Гнетовой / Под общ. ред. В. Б. Зеличенка. – М., 2006. – 63 с.
5. Подготовка юных легкоатлетов / Предисл. и науч. ред. В.Б. Зеличенка.
23
–М.: Терра. Спорт, 2000. – 56 с.
6. Сирис
П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и
прогнозирование способностей в легкой атлетике. – М.: Физкультура
и спорт, 1983. – 127 с.
7. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и
спорт,2003. – 176 с.
8. Жийяр М.В., Левченкова Т.В., Киселева Е.В., Соловьёв В.Б. Социально
– педагогический анализ отношения учителей физической культуры к
организации и проведению муниципального этапа всероссийской
олимпиады школьников по физической культуре //Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка: научно
– методический журнал РАО, РГУФКСМиТ. - № 2. - 2017 г. – С.74
-76.
Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»
Об утверждении федерального стандарта спортивной
подготовки по виду спорта «легкая атлетика»: Приказ Минспорта
t
России от 20.08.2019
№
673
URL: https://ww
1.
Правила
вида спорта
«Легкая
атлетика». –
URL: http://rusa
3.
https://worldathletics.org/- официальный сайт Всемирной
легкоатлетической ассоциации.
4.
https://european-athletics.com – официальный сайт
Европейской легкоатлетической ассоциации.
5.
https:// rusathletics.info - официальный сайт Всероссийской
федерации легкой атлетики.
6.
Детская легкая атлетика. – URL: http://rusathletics.info/docs?
category=6707.
7.
555 специальных упражнений в подготовке легкоатлета –
URL:
https://la.sportedu.ru/sites/la.sportedu.ru/files/popov_v._555_spetsialnyh_upr
azhne niy_1.pdf
8.
Методические рекомендации по совершенствованию
многолетней подготовки спортивного резерва в легкой
атлетике / В.Б. Зеличенок, В.П. Черкашин, И.Н.
Мироненко [и др.]. – М., 2016. – 543 с. – URL:
http://rusathletics.info/docs?category=6707. 9.
Типовая
программа спортивной подготовки по виду спорта
2.
24
«легкая атлетика» для этапа начальной подготовки
https://rusathletics.info/wpcontent/uploads/2020/12/tipovaya_programma_enp.pdf
10. Физическая культура в школе. Легкая атлетика : учебное пособие
для вузов / Г. Н. Германов, В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова.
— Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 461 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978- 5-534-04548-2. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454033.
25
26