МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ ООШ с.Невежкино Белинского района
Пензенской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №1
от 18.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании педсовета
протокол №1
от 18.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
директор школы
Каратаева В.И.
приказ №81
от 29.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
для 1-4 классов
с. Невежкино 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях.
Активное участие в социально - значимой деятельности обучающихся аргументируется как
поощрение социальной активности детей и рассматривается в качестве основной традиции
воспитания в образовательной организации.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его
дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно - деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий
социально - коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». В
названии программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной
позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей
жизни. Изменение позиции ребѐнка в реализации содержания, логика каждого трека
выстроены на основе коллективно - творческой деятельности И.П. Иванова и с учѐтом
возрастных особенностей младших школьников в зависимости от класса.
Цель: создание условий для формирования у ребѐнка младшего школьного возраста
социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования
социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных
предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему
Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи программы:
- воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России;
- воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности;
- формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие
способности и эстетический вкус;
- воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре;
- воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность
в безвозмездной деятельности ради других людей;
- содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру;
- формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую
и исследовательскую деятельность.
Сроки освоения программы: 4 года, по 1 часу в неделю. Всего: 1 класс - 33 часа, 2
класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа. Всего 135 часов.
Формы внеурочной деятельности:
- занятие-игра;
- беседа;
- конкурс;
- квест;
- пешеходная прогулка;
- экскурсия и др.
Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского
характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия
могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для
достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности
учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Подведение итогов реализации
программы осуществляется в форме ролевой игры.
Программа создана с учётом Рабочей программы воспитания и основной
образовательной программой начального общего образования МОУ ООШ с.
Невежкино Белинского района Пензенской области.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребѐнка.
Это проявляется:
- в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1класс
Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно
к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х
классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше
познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское
движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и
дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач
учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра.
Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к
новогоднему празднику, участвуют в новогоднем классном и школьном празднике.
Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и
различных профессий (на уровне региона); посещений мест работы родителей-мастеров
своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для
реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемостьдетей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть
для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через
понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи, мы (класс) – хранители своих достижений, Я,Мы –
хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует
празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других
праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт
совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог
может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские
микрогруппы, для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и
чередования творческих поручений. «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового
слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в
команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать
друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки,
что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по
кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
Конверт-копилка, Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов,
конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения
информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к
учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что
можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время
первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая
часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне
региона).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного
года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной
нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в
том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители». Данный трек является
логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) –
хранители своих достижений. Я, Мы – хранители исторической памяти своей страны.
3 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают
опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного
года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт-копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад,
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее
высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного
года накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и
учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные
мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является
логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть
для себяи принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ
трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают
опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного
года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
конверт-копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад,
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее
высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека –
шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия вмомент реализации трека «Орлѐнок – Эколог»
позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения
акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека:
семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим
завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье,
Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания
фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности «Орлята
России»
Личностные результаты
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» призвана обеспечить достижение
обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовнонравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий,
приносящих ей вред;
признание индивидуальности каждого человека; проявление
сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям выполнение
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия соблюдение
правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде
(в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
Трудовое воспитание осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научного познания первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании. Проявление
желания
обогащать свои знания,
способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
- способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение
-
составлять совместно с учителем общие правила поведения;
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию
изученных фактов (под руководством педагога);
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством
педагога);
умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность
(под руководством педагога); умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
умение проявлять
инициативность, активность,самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
- умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения;
- участие в совместной деятельности, умение согласовывать мненияв ходе поиска ответа;
- умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в
группе;
- умение высказывать и отстаивать свое мнение;
- умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с
поставленной задачей или вопросом;
- корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; умение работать в группе,
общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
- признание возможности существования различных точек зрения иправа каждого иметь
свою;
- умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя
аргументы;
- умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по
отношению к окружающим;
- умение ответственно относиться к своим
обязанностям в процессе совместной
деятельности.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
- умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
- умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
- умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ
достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
- формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
2.
-
Предметные результаты:
1 класс
Умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе,
формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами
поведения в классе, школе; умение применять полученные знания из различных областей в
совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах
решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание,
любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные
источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные
работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественноэстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной
последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и
терминами.
2 класс
Знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта
осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций
этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова;
использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно
ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в
наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым
мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа
с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль
мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение
осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение
приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать
правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и
природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об
истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и
чувств.
3 классы
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и
характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать
утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и
их роли; знакомство
с
понятиями
«добро»,
«доброволец
и
волонтѐр»,
«добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры
совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь,
забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение
систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о
понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического
поведения на природе; знакомство с понятиями «хранитель», «хранитель исторической
памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой
роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
4 классы
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и
характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать
утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и
их роли; знакомство
с
понятиями
«добро»,
«доброволец
и
волонтѐр»,
«добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры
совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь,
забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение
систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о
понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического
поведения на природе; знакомство с понятиями «хранитель», «хранитель исторической
памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой
роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тематическое планирование
1 класс
Название раздела (модуля, курса)
Подготовительный этап к участию в Программе
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия вПрограмме
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орленок – доброволец»
«Орлѐнок – Мастер»
«Орлѐнок – спортсмен»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлѐнок – Эколог»
«Орленок-лидер»
Итого
Кол-во
часов
1
1
5
4
4
4
4
5
5
33
2 класс
№п/п
Название раздела (модуля, курса)
1
2
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
«Орленок-лидер»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
«Орлѐнок – доброволец»
«Орлѐнок – спортсмен»
«Орлѐнок – Эколог»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
3
4
5
6
7
8
Итого
Кол-во
часов
1
4
4
5
4
4
6
6
34
3 классы
№п/п
Название раздела (модуля, курса)
1
2
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
«Орленок-лидер»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
«Орлѐнок – доброволец»
«Орлѐнок – спортсмен»
«Орлѐнок – Эколог»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
3
4
5
6
7
8
Итого
Кол-во
часов
1
5
4
5
4
5
4
6
34
4 классы
№п/п
Название раздела (модуля, курса)
1
2
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
«Орленок-лидер»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
«Орлѐнок – доброволец»
«Орлѐнок – спортсмен»
3
4
5
6
Кол-во
часов
1
5
4
5
4
5
7
8
«Орлѐнок – Эколог»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Итого
4
6
34
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Тема занятия
№
п/п
1
2
Вводные (2 ч)
Подготовительный этап к участию в Программе
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года
участия вПрограмме
Форма
организации
занятия
Беседа, игра
Групповая,
беседа
«Орлёнок – Эрудит» (5 ч)
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Групповая,
игра
«Эрудит-это...»
Игра, беседа
«Всезнайка»
Беседа, игра,
КТД
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
Квест
«Подведѐм итоги»
Проект
«Орленок – доброволец» (4 ч)
«От слова к делу»
Беседа, игра
«Спешить на помощь безвозмездно! »
КТД
«Совместное родительское собрание «Наша забота!»
Беседа, КТД
«Доброволец - это доброе сердце» «Подведѐм итоги»
Беседа,
проект
«Орлёнок – Мастер» (4 ч)
«Мастер – это …»
Беседа, игра
«Мастерская Деда Мороза…»
Квест
«Класс мастеров»
Беседа, игра
«Классная елка!» «Новогоднее настроение»
Проект
«Орлёнок – спортсмен» (4 ч)
«Утро начнем с зарядки!»
Беседа, игра
«Сто затей для всех друзей»
Игра
«Весѐлые старты» «Самые спортивные ребята моей
Игра
«Кто такой эрудит?»
школы»
«Азбука здоровья»
Проект
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (4 ч)
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Беседа, КТД
«История школы – моя история»
КТД
«Поход в музей»
Беседа, игра
«Историческое чаепитие»
КТД
«Орлёнок – Эколог» (5 ч)
«ЭКОЛОГиЯ »
Беседа
«Каким должен быть настоящий эколог?»
Беседа, игра
«В гости к природе»
Квест
«Мы друзья природе»
Беседа, КТД
«Орлята – экологи»
Проект
«Орленок-лидер» (5 ч)
«Лидер – это …»
Беседа, игра
Дата
по
плану
Дата
по
факту
30
31
32
33
«Я могу быть лидером!»
«С командой действую!»
«Как становятся лидерами?»
«Как становятся лидерами?»
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
Проект
Итого: 33 часа
2 класс
№
п/п
Тема занятия
1
Вводные (1 ч)
Подготовительный этап к участию в Программе
2
3
«Орлёнок – Лидер» (4 ч)
«Лидер – это …» «Мы дружный класс!»
«Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?»
4
5
«С командой действовать готов!» «Верѐвочный курс»
«КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет»
6
7
8
9
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
«Развиваемся, играя!» «Воображари УМ»
«Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?»
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всѐ знать» Итоги
Форма
организации
занятия
Беседа, игра
Беседа, игра
Групповая,
беседа
Беседа, игра
КТД
«Орлёнок – Эрудит» (4 ч)
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Проект
«Орлёнок – Мастер» (5 ч)
10
11
12
13
14
«Мастер – это…»
Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу»
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим итоги
15
16
«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о
старших»
«Добровольцем будь всегда!»
«Портрет добровольца»
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Проект
«Орленок – доброволец» (4 ч)
17
18
Беседа, игра
КТД
Беседа, игра
Беседа, игра
«Орлёнок – спортсмен» (4 ч)
19
20
21
22
«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»
«Должен быть режим у дня»
«О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей»
«Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра
«У рекордов наши имена»
«Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья»
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
Квест
«Орлёнок – Эколог» (6 ч)
23
24
25
26
27-28
«ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?»
«Мой след на планете» «Что должен знать и уметь
эколог?»
«Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике»
«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим
экологом»
«Шагая в будущее - помни о планете». Работа над
проектом.
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
Проект
Дата
по
плану
Дата
по
факту
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (6 ч)
29
30
31
32
33
34
«Орлѐнок– Хранитель исторической памяти»
«Хранитель семейных традиций»
«Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»
Кодекс «Орлѐнка – хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
«Историческое чаепитие»
«Расскажи мне о России»
«Я – хранитель, мы – хранители»
Подведение итогов участия в Программе
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
Проект
Итого: 34 часа
3 класс
№
п/п
Тема занятия
1
Вводные (1 ч)
Подготовительный этап к участию в Программе
2
3
4
5
6
«Орлёнок – Лидер» (5 ч)
«Лидер – это …»
«Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!»
КТД «Вместе мы сможем всѐ!» «Встреча с тем, кто умеет
«Мы дружный класс!»
Форма
организации
занятия
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Проект
«Орлёнок – Эрудит» (4 ч)
7
8
9
10
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всѐ знать»
Итоги трека «На старте новых открытий»
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Квест
«Орлёнок – Мастер» (5 ч)
11
12
13
14
15
«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
«От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство»
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Проект
«Орленок – доброволец» (4 ч)
16
17
18
19
«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку
миру!»
«Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца»
Беседа, игра
КТД
КТД
Беседа, игра
«Орлёнок – спортсмен» (5 ч)
20
21
22
23
24
«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами»
«Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча – подарок»
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог» (4 ч)
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Игра, беседа
Беседа, игра
Дата
по
плану
Дата
по
факту
25
26
27
28
«ЭКОЛОГиЯ» «Страна экологии»
«Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи природы»
Игра по станциям «Путешествие в природу»
Беседа, игра
КТД
29
30
«Орлѐнок– Хранитель исторической памяти»
«Традиции моей страны» Кодекс «Орлѐнка – хранителя»
Беседа, игра
Беседа, игра
31
32
33
«Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе»
КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
34
Подведение итогов участия в Программе
КТД
КТД
Проект,
беседа
Беседа, игра
Игра, беседа
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (6 ч)
Итого: 34 часа
4 класс
№
п/п
1
Тема занятия
Вводные (1 ч)
Подготовительный этап к участию в Программе
Форма
организации
занятия
Беседа, игра
«Орлёнок – Лидер» (5 ч)
2
3
4
5
6
«Лидер – это …»
«Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!»
КТД «Вместе мы сможем всѐ!» «Встреча с тем, кто умеет
«Мы дружный класс!»
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Квест
«Орлёнок – Эрудит» (4 ч)
7
8
9
10
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всѐ знать»
Итоги трека «На старте новых открытий»
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Квест
«Орлёнок – Мастер» (5 ч)
11
12
13
14
15
«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
«От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство»
16
17
18
«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку
миру!»
«Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца»
Беседа, игра
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Проект
«Орленок – доброволец» (4 ч)
19
Беседа, игра
КТД
КТД
Проект
«Орлёнок – спортсмен» (5 ч)
20
21
22
23
«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами»
«Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча – подарок»
Беседа, игра
Беседа, игра
КТД
Беседа, игра
Дата
по
плану
Дата
по
факту
24
Проект
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог» (4 ч)
25
26
27
28
«ЭКОЛОГиЯ» «Страна экологии»
«Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи природы»
Игра по станциям «Путешествие в природу»
Беседа, игра
КТД
29
30
«Орлѐнок– Хранитель исторической памяти»
«Традиции моей страны» Кодекс «Орлѐнка – хранителя»
Беседа, игра
Беседа, игра
31
32
33
34
«Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе»
КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
Подведение итогов участия в Программе
КТД
КТД
Беседа, игра
Проект
Беседа, игра
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (6 ч)
Итого: 34 часа