МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ ООШ с. Невежкино Белинского района Пензенской области
имени Героя Советского Союза Федора Андреевича Ежкова
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО
учителей истории
на педсовете МОУ
"СОШ с. Невежкино
Директор школы
________________________
КаратаеваВ.И.
Шуткова М.А
КаратаеваВ.И. Приказ№ 81 от «29»
Приказ№ 1 от «26» августа Приказ№ 1 от «29» августа августа 2025 г.
2025 г.
2025 г.
________________________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «История нашего края»
для обучающихся 5-7 классов
Невежкино 2025г
1
Содержание
1.
Пояснительная записка
С. 2
2.
Содержание курса «История нашего края»
С. 12
3.
Тематическое планирование
С. 21
3.1.
5 класс (34 ч.)
С. 21
3.2.
6 класс (17 ч.)
С. 22
3.3.
7 класс (17 ч.)
С. 23
4.
Список используемой литературы
С. 24
5.
Интернет-ресурсы
С. 27
2
Пояснительная записка
Общая характеристика
Программа составлена на основе федеральной рабочей программы по
учебному предмету «История» на уровне основного общего образования.
Актуальность курса «История нашего края»
Актуальность курса заключается в его практической направленности на
реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле
воспитания гражданина России через региональный компонент.
В краеведении заложен значительный воспитательный потенциал,
который направлен на то, чтобы способствовать формированию гражданскопатриотических качеств личности.
Познание истории родного края способствует складыванию
региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной
местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному
наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой для
формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя
гражданином России, принадлежности к Российскому государству.
Изучение истории своего края, вовлечение обучающихся в историческое
прошлое региона, их знакомство с культурным и духовным наследием
предшествующих поколений способствует формированию различных граней
личности, происходит духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Содержание краеведческого материала приобщают юных граждан к тем
ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, без которых
невозможно представить нашу страну: справедливость, личная и
национальная свобода, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и
верность родному дому, своей малой родине и своему Отечеству, забота о
единстве нации и государства, чувства собственного достоинства и других.
Изучение истории родного края позволяют учителю на основе
краеведческого материала показать обучающимся значение этих ценностей
для наших предков и важность их сохранения в наше время.
Помимо духовно-нравственного происходит и историческое воспитание
обучающихся. Воспитание историей о родном крае, историческими
событиями, происходившими в прошлом на нашей родной земле, воспитание
на примерах исторических личностей, совершавших ратные, трудовые и
нравственные подвиги во имя своих земляков и российского государства, – все
это является или может стать действенным фактором формирования в
сознании детей чувства гордости и сопричастности к героическим событиям
прошлого, осознания исторической ответственности за события в обществе и
государстве.
3
Цель изучения курса «История нашего края» в основной школе в
общеобразовательных организациях Пензенской области – создать условия
для осмысления школьниками важности знания и сохранения исторического и
культурного наследия родного края.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную среду обитания) родного края;
- освоение естественно-научных, краеведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании данного курса;
- формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающихся, умений и навыков социальной коммуникации, необходимых им
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
- формирование у школьников представлений об уникальности
природных, этнокультурных и социокультурных особенностях родного края
на основе принятия гуманистических норм жизни;
- формирование у обучающихся умений и навыков применять
полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как
с поисково-исследовательской деятельностью, так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
- достижение личностных результатов через готовность школьников к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
формирование мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированности внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Место курса «История нашего края».
Программа курса рассчитана на 34 часа в 5 классе, 17 часов – в 6 классе
и 17 часов – в 7 классе, в рамках которых предусмотрены такие формы работы,
как беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проектная деятельность и др.
4
2. Содержание курса «История нашего края»
5 класс – 34 часа
Тема 1. Введение. 1 час.
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.
Специальные исторические дисциплины: археология, топонимика,
нумизматика. Историческая хронология. Карта Пензенского края.
Тема 2. Древнейшие люди. 1 час.
Расселение древнейших людей и его особенности. Родовые общины.
Первобытные собиратели и охотники. Первые люди на территории
Пензенского края. Первые стоянки человека, обнаруженные на территории
Пензенского края. Жилище древнейших людей. Занятия древних жителей
Пензенского края.
Тема 3. Первые скотоводы и земледельцы. 1 час.
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о
зарождении производящего хозяйства. Племя: изменение отношений.
Заселение Пензенского края осёдлыми скотоводами. Религиозные
представления срубных племен. Культура савроматов на территории
Пензенского края.
Тема 4. Археологические находки на территории Пензенского края.
1 час.
Роль археологических раскопок в изучении истории нашего края.
Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом.
Появление первых «городищ» на территории Пензенского края.
Тема 5. Население Примокшанья и Верхнего Посурья в I веке нашей
эры. 1 час.
Исследование древнего населения Примокшанья и Верхнего Посурья.
Верхнее Примокшанье.
Археологические
находки
в
подтверждение
мордовского
происхождения населения Примокшанья и Верхнего Посурья. Андреевский
курган. Ражкинский могильник. Керамические традиции. Вещевой комплекс.
Тема 6-7. Первые государства на территории Пензенского края. 2
часа.
Вхождение территории Пензенского края в состав нескольких
государств. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Тема 8-9. Мордва в древности. 2 часа.
Процесс формирования мордовского народа на территории Пензенского
края. Мордовские племена эрзя и мокша на территории края в древности.
Места расселения. Хозяйственная деятельность. Быт. Культура.
Религия.
5
Тема 10-11. Мещера. 2 часа.
Места расселения мещеры. Вещественные и письменные источники.
Хозяйственная деятельность. Быт. Культура. Религия.
Мещера в современном Пензенском крае.
Тема 12-13. Буртасы. 2 часа.
Места расселения буртас. Вещественные и письменные источники.
Археологические памятники. Золотарёвское городище.
Хозяйственная деятельность. Быт. Культура. Религиозные верования.
Тема 14. Буртасское княжество. 1 час.
Вещественные и письменные источники. Социально-политическое
устройство Буртасского княжества. Развитие хозяйственной деятельности
городов и сел Буртасского княжества. Религия.
Тема 15-16. Ордынское нашествие. 2 часа.
Ордынское нашествие. Ордынское нашествие в Пензенском крае.
Хронология. Поход на булгар. Сражение на реке Мокше. Легенда о царице
Нарчатке.
Тема 17-18. Золотая Орда. 2 часа.
Образование Золотой Орды. Население. Социально-политическое
устройство. Хозяйственная деятельность. Быт. Культура.
Походы золотоордынцев. Золотарёвское сражение.
Расцвет и распад Золотой Орды. «Дикое поле».
Памятники золотоордынского периода.
Тема 19-20. Мохши. 2 час.
Улус Мохши. Город Мохши. Расцвет социально-политической и
экономической жизни города и улуса. Разорение Тамерланом города Мохши.
Наручать.
Археологический памятник «Наровчатское городище».
Тема 21-22. Казанское ханство и Пензенский край. 2 часа.
Влияние образования Казанского ханства на жизнь народов Пензенского
края.
Административно-территориальное
устройство.
Политические
отношения с Русским государством. Строительство крепостей Моршанск,
Темников, Наровчат и других.
Развитие экономики. Торговля.
Культура. Археологические находки.
Тема 23-24. Культура Пензенского края в X – XVI веках. 2 часа.
Архитектура.
Деревянное
зодчество.
Декоративно-прикладное
искусство. Изготовление предметов быта из дерева, кожи, металла.
Устное народное творчество. Религия.
6
Тема 25-26. Русская колонизация и поход Ивана Грозного на Казань.
2 часа.
Русская колонизация в Поволжье и Пензенском крае. Поход Ивана IV
Грозного на Казань. Строительство городов-крепостей. Заселение земель
русскими переселенцами. Особенности колонизации.
Тема 27. Мещерские сторожи и станицы. 1 час.
Мещерские сторожи и станицы. Цель создания, задачи, особенности
организации.
Тема 28-29. Засечные черты XVI - XVII вв. 2 часа.
Засечные черты. История строительства. Устройство засечных черт.
Значение сооружения засечных черт.
Тема 30-31. Культура Пензенского края в XVII веке. 2 часа.
Архитектура. Строительство деревянных церквей и крепостей.
Искусство. Развитие народных форм театрального искусства. Устное
народное творчество. Народные промыслы. Религия.
Тема 32. Отражение древней истории Пензенского края в музейных
экспозициях. 1 час.
Музей как сохранение истории и культуры народа. Музеи Пензенского
края.
Пензенский государственный краеведческий музей. Экспозиция «На
Окских рубежах Древней Руси».
Естественнонаучные и археологические коллекции и выставки,
раскрывающие древнейшую историю края.
Тема 33. Отражение истории Пензенского края X-XVI вв. в
музейных экспозициях. 1 час.
Музеи Пензенского края. Музейные экспозиции, посвящённые
формированию народов края, истории края X-XVI вв. Естественнонаучные,
археологические, этнографические, художественные, нумизматические
коллекции, раскрывающие историю края X-XVI вв. Фонды письменных и
печатных источников.
Музей-заповедник «Золотарёвское городище».
Тема 34. Отражение истории Пензенского края XVII века (до
вхождения края в состав российского государства) в музейных
экспозициях. 1 час.
Музейные экспозиции, посвящённые формированию народов края,
строительству оборонительных линий (засечных черт).
Пензенский государственный краеведческий музей.
7
6 класс – 17 часов
Тема 1. Введение. История Пензенского края в истории России в
Средние века и Новое время (до начала XX в.). 1 час.
Хронология. Понятия «Средние века», «Новое время». Синхронизация
событий региональной истории с отечественной и мировой историей.
Вещественные и письменные источники по истории Пензенского края.
Тема 2. Вхождение Пензенского края в состав российского
государства. 1 час.
Начало колонизации и освоения края. Возникновение новых населённых
пунктов. Основание города-крепости Пенза. Особенности строительства.
Изменение национального состава населения.
Тема 3. Разиновщина в Пензенском крае. 1 час.
Восстание под предводительством Степана Разина в Пензенском крае.
Состав участников. Причины восстания и его последствия для Пензенского
края.
Тема 4. Пензенский край в основных вехах истории Российского
государства (Эпоха Петровских преобразований). 1 час.
Административно-территориальное деление Пензенского края в начале
XVIII века. Указ «Об учреждении губерний и о расписании к ним городов».
Указ «Об устройстве губерний и об определении в оные правителей».
Заселение и освоение пензенских земель. Экономическое развитие
региона.
Тема 5-6. Пензенский край в основных вехах истории Российского
государства (Век Екатерины Великой). 2 часа.
Административное
устройство.
Учреждение
Пензенского
наместничества. Формирование основ губернской государственной службы.
Формирование системы губернских учреждений.
Развитие промышленного производства. Развитие торговли. Манифест о
свободе предпринимательства. Расширение дворянского землевладения.
Положение крестьянства.
Тема 7. Пугачевщина в Пензенском крае. 1 час.
Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева.
Манифест Пугачева. События Крестьянской войны на территории
Пензенского края. Подавление восстания.
Тема 8. Пензенский край в основных вехах истории Российского
государства (Правление Александра I). 1 час.
Административно-территориальное деление Пензенского края в начале
XIХ века.
Экономическое развитие в начале XIХ века. Развитие промышленности
и торговли.
8
Социальное положение крестьян.
Тема 9. Пензенский край в основных вехах истории Российского
государства (Отечественная война 1812 года). 1 час.
Пензенский край в годы Отечественной войны 1812 года. Формирование
ополчения, помощь армии. Герои Отечественной войны 1812 года.
Тема 10. Пензенский край в основных вехах истории Российского
государства (Общественные движения). 1 час.
Декабристское движение. Пензенцы – декабристы.
Крестьянские выступления.
Тема 11-12. Пензенский край в основных вехах истории Российского
государства (Преобразования Александра II). 2 часа.
Пензенский край во второй половине XIX века. Административное
устройство.
Развитие промышленности в Пензенском крае. Развитие экономических
и торговых связей. Становление пензенского предпринимательства.
Положение крестьянства. Крестьянская реформа.
Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века.
Тема 13. Пензенский край в основных вехах истории Российского
государства (Развитие в конце XIX – начале XX вв.). 1 час.
Административное устройство.
Развитие промышленности и торговли. Развитие ярмарочной торговли.
Строительство железных дорог.
Положение различных групп населения Пензенского края.
Столыпинская аграрная реформа и пензенское крестьянство.
Тема 14. Пензенский край в основных вехах истории Российского
государства (Революция 1905-1907 гг). 1 час.
Российская революция 1905-1907 гг.
Революционные события в Пензенском крае. Рузаевская стачка.
Антиправительственные выступления в Пензе. Пензенцы – участники
революции 1905-1907 гг.
Тема 15. Выдающиеся деятели Пензенского края. 1 час.
Известные политические, экономические, культурные
Выдающиеся исторические личности Пензенского края.
деятели.
Тема 16-17. Развитие культуры края во второй половине XVII –
начале ХХ вв. 2 часа.
Своеобразие культуры края.
Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство.
Театр. Быт народа.
Просвещение. Создание библиотек и музеев.
Религия.
9
7 класс – 17 часов
Тема 1. Введение. Начало ХХ века в Пензенском крае. 1 час.
Особенности экономического, политического, социального развития.
Революционные события в Пензенском крае. Пензенцы – участники
революционных движений.
Тема 2. Пензенский край в годы Первой мировой войны. 1 час.
Пензенская губерния в годы Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.).
Политическое, экономическое, социальное развитие. Пензенцы – участники
Первой мировой войны.
Тема 3. Пензенский край в годы Гражданской войны. 1 час.
Гражданская война на территории Пензенского края (Пензенская
губерния). Белочешский мятеж. Политика «военного коммунизма». Пензенцы
на фронтах гражданской войны.
Тема 4. Установление советской власти в Пензенском крае. НЭП. 1
час.
Борьба политических партий за власть в регионе. Провозглашение
Советской
власти.
Крестьянские
выступления
против
большевиков. Укрепление власти РКП(б).
Изменения в экономике Пензенской губернии в период новой
экономической политики (НЭПа).
Тема 5. Пензенский край в годы первых пятилеток. 1 час.
Индустриализация в Пензенском крае. Миграция населения в города.
Коллективизация в Пензенском крае. Раскулачивание.
Итоги индустриализации и коллективизации.
Власть и церковь.
Тема 6-8. Пензенский край в годы Великой Отечественной войны. 3
часа.
Предвоенные годы. Пензенцы на фронтах войны. Военная экономика.
Жизнь тыла.
Тема 9. Культура Пензенского края в первой половине XX века. 1
час.
Развитие науки. Просвещение. Развитие библиотечного дела.
Литературное творчество.
Искусство. Новые направления в искусстве. Театр. Художественное
экспериментаторство. Музыка. Развитие кинематографа. Фотография.
Музеи. Печать.
Тема 10. Послевоенное восстановление и развитие хозяйства в
Пензенской области. Пензенская область в 1960-70-е годы. 1 час.
Особенности экономического, политического, социального развития.
10
Строительство новых заводов. Промышленный потенциал Пензенской
области.
Развитие транспортной сети. Специализация сельского хозяйства.
Тема 11. Пензенская область в 1980-1990-е годы. 1 час.
Кризисные явления в политике и экономике Пензенской области.
Перестройка.
Распад СССР. Влияние распада СССР на развитие региона. Переход к
рыночной экономике. Социально-демографическое развитие региона.
Тема 12. XXI век. Пензенская область в наши дни. 1 час.
Стабилизация экономики. Особенности социального
Население Пензенской области.
Наращивание туристического потенциала.
Тема 13. XXI век. Система государственного
Пензенской области. 1 час.
Система управления Пензенской области. Губернаторы.
развития.
управления
Тема 14. XXI век. Наши известные земляки. 1 час.
Известные политические, экономические, культурные
Выдающиеся исторические личности Пензенской области.
деятели.
Тема 15. Специальная военная операция: герои и подвиги. 1 час.
Специальная военная операция. Пензенцы – участники СВО. Герои
России-пензенцы.
Гуманитарная помощь пензенцев.
Тема 16-17. Культура Пензенской области во второй половине XX –
начале XXI в. 2 ч.
Развитие науки. Просвещение. Развитие библиотечного дела.
Литературное творчество.
Искусство. Новые направления в искусстве.
Театр. Музыка. Расширение музейной сети и учреждений культуры.
Цирковое искусство.
Развитие социально-культурной инфраструктуры.
Активизация историко-краеведческого движения.
Религиозная жизнь Пензенской области.
11
3. Планируемые результаты
Изучение истории родного края в 5-7 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории родного края
в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями
ФГОС ООО относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры своего края;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа Пензенского края;
- уважение к историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в Пензенском крае;
в сфере гражданского воспитания:
- осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных
духовно-нравственных ценностях народов Пензенского края;
- ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; в понимании ценности научного познания:
- осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих
поколений;
- овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций
историзма;
- формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания:
- представление о культурном многообразии своего края;
12
- осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание роли этнических культурных традиций и
народного творчества Пензенского края;
- уважение к культуре своего и других народов;
- в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на
основе примеров из истории);
- понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности
людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
- определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания:
- осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой; осознание глобального характера экологических проблем
современного мира и необходимости защиты окружающей среды;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды:
- представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении
совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и
социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории родного края в основной
школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
- владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
- выявлять характерные признаки исторических явлений;
- раскрывать причинно-следственные связи событий;
- сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
- формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми
исследовательскими действиями:
- определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и
осуществлять подбор исторического материала, объекта;
- систематизировать и анализировать исторические факты,
осуществлять реконструкцию исторических событий;
- соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
- определять новизну и обоснованность полученного результата;
13
- представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
- работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать
информацию из источника;
- различать виды источников исторической информации; высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
- общение: представлять особенности взаимодействия людей в
исторических обществах и современном мире;
- участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок;
- выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте;
- публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта;
- осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в
школе и социальном окружении;
- осуществление совместной деятельности: осознавать на основе
исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей;
- планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории Пензенского края;
- определять свое участие в общей работе и координировать свои
действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и
свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
- владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения, составление плана
действий и определение способа решения);
- владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов;
- способность вносить коррективы в свою работу с учетом
установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
- выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
- регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и
мнений других участников общения.
14
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией истории Пензенского края
объяснять смысл основных хронологических понятий (век,
тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
связь общеисторической хронологии с историей Пензенского края
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, результаты важнейших
событий
истории
Пензенского
края
до образования
Российского государства или до вхождения края в его состав;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и
исторические объекты на территории нашего края, места важнейших
исторических событий до образования Российского государства или
до вхождения Пензенского края в его состав.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников
(письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников
разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники,
созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена,
названия событий, даты и др.);
находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки,
символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их
участниках;
рассказывать об исторических личностях Пензенского края (ключевых
моментах их биографии, роли в исторических событиях) до образования
Российского государства или до вхождения Пензенского края в его состав;
давать краткое описание памятников культуры Пензенского края
в древности до вхождения края в состав Российского государства.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений Пензенского
края в древности до вхождения края в состав Российского государства:
раскрывать существенные черты государственного устройства,
положения основных групп населения, религиозных верований людей;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
15
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий истории
Пензенского края.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей
региональной истории;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам
людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников региональной истории и культуры,
необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Пензенского края, оформлять
полученные результаты в форме сообщения, альбома.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий истории Пензенского края
в истории России в Средние века и Новое время, определять их
принадлежность к веку, историческому периоду;
синхронизировать события региональной истории с отечественной и
мировой историей в Средние века и Новое время;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий истории Пензенского края в Средние века и Новое
время;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку
(составление систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя
легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
извлекать из карты информацию о экономике, территории,
направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний,
колонизаций, о ключевых событиях средневековой и новой истории
региональной истории.
4. Работа с историческими источниками:
различать основные виды письменных источников Средневековья и
Нового времени (летописи, хроники, законодательные акты, духовная
литература, источники личного происхождения);
характеризовать авторство, время, место создания источника;
выделять в тексте письменного источника исторические описания
(хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности,
последствий исторических событий);
16
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике
ключевые символы, образы;
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях истории Пензенского края в эпоху
Средневековья и Нового времени, их участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных
деятелей истории Пензенского края в эпоху Средневековья и Нового времени
(известные биографические сведения, личные качества, деятельность);
рассказывать об образе жизни различных групп населения
Пензенского края в эпоху Средневековья и Нового времени;
представлять описание памятников материальной и художественной
культуры.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: экономических и социальных
отношений на территории Пензенского края;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к региональной
истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий региональной
истории;
проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и
процессов отечественной и всеобщей истории и истории Пензенского края,
выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей Пензенского края эпохи
Средневековья и Нового времени;
высказывать отношение к поступкам и качествам людей изучаемого
периода с учетом исторического контекста и восприятия современного
человека.
8. Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры Пензенского края
эпохи Средневековья и Нового времени, необходимость сохранения их в
современном мире;
выполнять учебные проекты с использование регионального
материала.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий истории Пензенского края
в истории России в Новейшее время;
синхронизировать события региональной истории с отечественной и
мировой историей в Новейшее время;
17
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий истории Пензенского края с 1914 г. по настоящее время;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку
(группировка событий по их принадлежности к историческим процессам,
составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:
использовать историческую карту как источник информации о
границах России и Пензенского края, важнейших исторических событиях и
процессах с 1914 г. по настоящее время;
устанавливать на основе карты связи между географическим
положением страны и особенностями ее экономического, социального и
политического развития.
4. Работа с историческими источниками:
различать виды письменных исторических источников (официальные,
личные, литературные и др.);
характеризовать обстоятельства и цель создания источника,
раскрывать его информационную ценность;
проводить поиск информации в тексте письменного источника,
визуальных и вещественных памятниках эпохи;
сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких
однотипных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях истории Пензенского края с 1914
г. по настоящее время, их участниках;
составлять краткую характеристику известных персоналий истории
Пензенского края с 1914 г. по настоящее время (ключевые факты биографии,
личные качества, деятельность);
рассказывать об образе жизни различных групп населения
Пензенского края в Новейшее время;
представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: экономического, социального и
политического развития Пензенского края в Новейшее время, новых веяний в
духовной жизни общества, культуре;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной периоду
истории Пензенского края, конкретизировать их на примерах исторических
событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий истории
Пензенского края в Новейшее время: выявлять в историческом тексте и
излагать суждения о причинах и следствиях событий;
18
проводить сопоставление однотипных событий и процессов истории
Пензенского края: раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций,
выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать альтернативные оценки событий и личностей региональной
истории в Новейшее время, объяснять на чем основываются отдельные
мнения;
выражать отношение к деятельности исторических личностей
Новейшего времени с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной
шкале ценностей.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать на примере перехода от общества Нового времени к
современному обществу изменение представления людей о мире, системы
общественных ценностей;
объяснять значение памятников истории и культуры Пензенского края
для времени, когда они появились и для современного общества;
выполнять учебные проекты с использованием регионального
материала.
19
3. Тематическое планирование
№
урока
1
2
3
4
5
6-7
8-9
10-11
12-13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27
28-29
30-31
32
33
34
Тематический план курса «Истории Пензенского края»
5 класс (34 ч).
Тема урока
Количество
часов
Введение
1
Древнейшие люди
1
Первые скотоводы и земледельцы
1
Археологические находки на территории
1
Пензенского края
Население Примокшанья и Верхнего Посурья в I
1
веке нашей эры
Первые государства на территории Пензенского
2
края
Мордва в древности
2
Мещера
2
Буртасы
2
Буртасское княжество
1
Ордынское нашествие
2
Золотая орда
2
Мохши
2
Казанское ханство и Пензенский край
2
Культура Пензенского края в X – XVI веках
2
Русская колонизация и поход Ивана Грозного на
2
Казань
Мещерские сторожи и станицы
1
Засечные черты XVI- XVII вв.
2
Культура Пензенского края в XVII веке
2
Отражение древней истории Пензенского края в
1
музейных экспозициях
Отражение истории Пензенского края X-XVI вв.
1
в музейных экспозициях
Отражение истории Пензенского края XVII в. (до
1
вхождения края в состав российского государства)
в музейных экспозициях
20
Тематический план курса «Истории Пензенского края»
6 класс (17 часов).
№
Тема урока
Количеств
урока
о часов
1
Введение. История Пензенского края в истории
1
России в Средние века и Новое время (до начала
XX в.).
2
Вхождение Пензенского края в состав российского
1
государства
3
Разиновщина в Пензенском крае
1
4
Пензенский край в основных вехах истории
1
Российского государства (Эпоха Петровских
преобразований)
5-6
Пензенский край в основных вехах истории
2
Российского государства (Век Екатерины Великой)
7
Пугачевщина в Пензенском крае
1
8
Пензенский край в основных вехах истории
1
Российского государства (Преобразования
Александра I)
9
Пензенский край в основных вехах истории
1
Российского государства (Отечественная война
1812 года)
10
Пензенский край в основных вехах истории
1
Российского государства (Общественные движения)
11-12 Пензенский край в основных вехах истории
2
Российского государства (Преобразования
Александра II)
13
Пензенский край в основных вехах истории
1
Российского государства (Развитие в конце XIX –
начале XX вв.)
14
Пензенский край в основных вехах истории
1
Российского государства (Революция 1905-1907 гг.)
15
Выдающиеся деятели Пензенского края
1
16-17 Развитие культуры края во второй половине XVII –
2
начале ХХ вв.
21
Тематический план курса «Истории Пензенского края»
7 класс (17 часов).
№
Тема урока
Количество
урока
часов
1
Введение. Начало ХХ века в Пензенском крае
1
2
Пензенский край в годы Первой мировой войны
1
3
Пензенский край в годы Гражданской войны
1
4
Установление советской власти в Пензенском
1
крае. НЭП
5
Пензенский край в годы первых пятилеток
1
6-8 Пензенский край в годы Великой Отечественной
3
войны
9
Культура Пензенского края в первой половине
1
XX в.
10
Послевоенное восстановление и развитие
1
хозяйства в Пензенской области. Пензенская
область в 1960-70-е годы
11
Пензенская область в 1980-1990-е годы
1
12
XXI век. Пензенская область в наши дни
1
13
XXI век. Система государственного управления
1
Пензенской области
14
XXI век. Наши известные земляки
1
15
Специальная военная операция: герои и подвиги
1
16-17 Культура Пензенской области во второй
2
половине XX – начале XXI в.
22
4. Список литературы
Белорыбкин Г.Н. Историография древней истории Пензенского края. –
Пенза, 1995.
Белорыбкин Г.Н. Археологическая карта // Пензенская энциклопедия. –
М., 2001.
Белорыбкин Г.Н. Западное Поволжье в средние века. – Пенза, 2003.
Белорыбкин Г.Н. Буртасы. – Пенза, 2008.
Белорыбкин Г.Н. Засечные черты – Великая Русская стена // Вояджер:
мир и человек. – 2012. № 3.
Белорыбкин Г.Н. Раскопки средневекового селища Котово //
Археологические открытия. – 2011.
Белорыбкин Г.Н. Древняя история Пензенского края. – Пенза, 1988.
Белорыбкин Г.Н. Буртасы. Вгляд на проблему // Временник, 1994. – №
11.
Белорыбкин Г.Н., Мухамедова Р.Г. Татары-мишари // Пензенская
энциклопедия. – Пенза, 2001. С. 602-603.
Белорыбкин Г.Н. Русские // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001. С.
530-531.
Бессоновская энциклопедия/ [гл. ред. и сост. В. Е. Малязёв; редкол.: Н.
С. Асташина и др.]. – Пенза, 2010. – 318 с.: ил.
Золотаревское поселение. – СПб. – Пенза, 2001.
История Пензенского края. Г. Н. Белорыбкин [и др.; под ред. Г. Н.
Белорыбкина, Н. П. Берляковой]: учебное пособие для основных школ. – Изд.
2-е, испр. и доп. – Пенза: Эстейт Проект, 2007.
История Пензенского края. Конец XX – начало XXI века: Учеб.-мет. пос.
/ Под ред Г.Н. Белорыбкина, Н.П. Берляковой. – Пенза, 2022.
История музыкальной культуры города Пензы. Монография. /Сост.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Музыка и методика
преподавания музыки» ПГУ, член-корреспондент Петровской академии наук
и искусств В.В. Бахтин. – М.: Издательский дом «ЭнциклопедистМаксимум»,
2019. – 262 с.
История Сурского края. Учебное пособие. /Сост. Г.В. Гарбуз. / Под ред.
В. Ю. Карнишина. – Пенза, 2015.
Каменка и Каменский район от А до Я: энцикл. слов. / П. А. Фельдман;
Управл. образования Пенз. обл., Адм. Камен. р-на Пенз. обл., Администрация
г. Каменки Пенз. обл. – Пенза, 1998. – 180 с.: ил.
Колышлейская энциклопедия, 1898–1996 [Электронный ресурс]: ист.
справ. о пос. Колышлей Пенз. обл. / [сост. Александр Ефенин].
Культура Пензенского края. Справочное пособие. – Пенза, 2012.
Мурашов Д.Ю. Декабристы-пензяки. Спорно о бесспорном // Дмитрий
Мурашов. – Пенза, 2015.
Мурашов Д.Ю. Александр Герцен и Пензенский край. – Пенза. – 2020.
23
Малосердобинская энциклопедия / Издается по решению обществ. орг.
«Малосердоб. землячество» ; [гл. ред. и сост. М. С. Полубояров]. – Пенза, 2015.
- 221, [1] с.: ил., карты, пл., портр. – Библиогр.: с. 220–221.
Наровчатская энциклопедия / [гл. ред. и сост. А. Г. Сохряков]. – Пенза:
Пенз. правда, 2005. – 179 с.: ил., портр. - Библиогр.: с. 178.
Наровчатская энциклопедия / [гл. ред. и сост. А. Г. Сохряков]. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Пенза, 2010. – 242 с.: ил., портр. – Библиогр.: с. 241.
Наровчатская православная энциклопедия / [гл. ред. и сост. А. Г.
Сохряков]. – Наровчат; Ковылкино, 2009. – 110 с.: ил., портр.
Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О. А.
Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014.
Первушкин В.И. Мордва // Пензенская энциклопедия. – Пенза, 2001.
Первушкин В.И., Прошкин В.Я. Мордва Пензенской области.–
Издательство: Пенза. – 2010. – 158 с.
Первушкин В.И. Пургас, Пуреш // Пензенская энциклопедия. – Пенза,
2001.
Пензенские губернские ведомости. Первое пятидесятилетие, 1838-1887:
отдел неофициальный: систематический свод статей, относящихся к
Пензенскому краю, хронологический и алфавитные указатели / сост. И. И.
Василев. – Пенза: Губернская типография, 1889.
Пензенская энциклопедия. /Гл. ред. К.Д. Вишневский. Ред. коллегия:
Г.Ф. Винокуров, В.А. Власов, В.С. Годин, Н.И. Забродина, Н.М. Инюшкин
(зам. гл. ред.), Л.И. Крутова, М.И. Кутанина (учёный секретарь), О.М. Савин,
А.В. Тюстин, В.Н. Хрянин, А.И. Чирков. – М.: Большая Российская
энциклопедия, 2001.
«Под сводом векового бора»: энцикл. Сосновобор. края / [авт. идеи, рук.
проекта А.И. Бирюков; сост.: А. И. Дворжанский, С. В. Зелёв; гл. ред. Е. А.
Борсук]. – [М.]: Изд. отд. Кузнец. епархии, 2021. – 812 с.: ил., пл., портр.
Полубояров М.С. Мокша, Сура и другие... Материалы к
историкотопонимическому словарю Пензенской области. – М., 1992.
Полубояров М.С. На реке Сердобе и в иных урочищах. Сердобск и
Сердобский район в XVIII веке. – Саратов, 1999.
Полубояров М.С. Малая долька России. Очерки о Малосердобинском
районе Пензенской области. – Малая Сердоба, 2003.
Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики. –
М., 2003; 2-е изд. – М., 2010.
Славу Пензы умножившие: пенз. персоналия: [биогр. слов.: в 3 т.] /
Александр Васильевич Тюстин, Игорь Сергеевич Шишкин. – Пенза: Айсберг,
2012–2013. – На авантит.: 350-летию города Пензы посвящается. Т. 1: (А – Л).
– 2012. – 207, с.:ил., портр. Т. 2: (М – Т). – 2012. – 214, [1] с.: ил., портр.
Т. 3: (У – Я). Дополнения (А – Т). – 2013. – 221 с.: ил., портр. – [Указ. имен к
3-м т.]: с. 176–221
Спасская летопись \ Н.И. Забродина, В.А. Мочалов, О.А. Сушкина, М.В.
Сушкин; Под редакцией Н.И.Забродиной. – Спасск, 2008.
24
Спасская энциклопедия / гл. ред. и сост. В. П. Саунин. – Ковылкино,
2011. – 298 с.
Сухова О.А. Краеведение в новейшей истории России:
библиографический справочник-комментарий. Учебно-методическое пособие
для студентов исторического факультета. – Пенза: Пензенский
государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского (ПГПУ).
Исторический факультет: Гуманитарный учебно-методический и научноиздательский центр (ГУМНИЦ), 2011.
Сухов А.Б., Сухов В.А. С высоты его валов. (Из истории города
Городище). Книга первая. Судьба страны была его судьбой. – Пенза, 2012.
Тарханская энциклопедия / Гос. Лермонт. музей-заповедник «Тарханы»;
[С. Н. Азова и др.; редкол.: гл. ред. Т. М. Мельникова и др.]. – М., 2013. – 339
с.: ил., портр.
Татарская энциклопедия Пензенского края / [гл. ред. и сост. Ф.М.
Зюзин]. – Пенза, 2014. – 528 с.: ил., карты, портр.
Татарская энциклопедия Пензенской области: этногр. карта / [Регион.
обществ. орг. «Татар. нац.-культ. автономия Пенз. обл.»; гл. ред. и сост. Ф. М.
Зюзин]. – Пенза, 2017. – 607 c.: ил., карты, портр.
Тюстин А.В., Шишкин И.С. Пензенская персоналия. Славу Пензы
умножившие. Т. 3 (У-Я), дополнения (А–Т): [биогр. слов.] / Тюстин А.В.,
Шишкин И.С. – М.: Локус Станди, 2013.
Ульянов А.Е. Динамика численности крестьянского населения
Пензенской губернии во второй половине XIX-начале XX века. – Тамбов:
Грамота, 2009. №03. 199 – 202 с.
Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. – Казань, 1989.
Чембарская энциклопедия/ Отд-ние Рос. ист. о-ва в Пензе и др.; [под
общ. ред. И.П. Чучуваткина, О.В. Ягова; гл. ред. В. В. Долженков]. – Пенза;
Белинский: Изд-во Гуманитар. учеб.-метод. и науч.-изд. центра Пенз. гос. унта, 2013. – 487 с.: ил., карты, портр.
Энциклопедия города Заречного/ [гл. ред. А.П. Киреев]. – Заречный,
2008. – 663 с.: ил., карты, пл., портр. – В надзаг.: «Пензенская область». –
Библиогр.: с. 652.
25
5. Интернет-ресурсы
Археологическая карта Пензенской области. Юловское городище.
http://km-penza.ru/arxeologicheskaya-karta-penzenskoj-oblastiyulovskoegorodishhe/
Источники поиска краеведческой информации. Информационный
каталог. / Авторы сост. Д.Е. Ермолаева и Г.Б. Кондратьева. – Пенза. – ГАОУ
ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2019.
https://irrpo.pnzreg.ru/v-pomoshch-pedagogu/uchitelyu/библиотекарю/
Источники%20поиска%20краеведческой%20информации.pdf
История Пензенского края со второй половины XIX века до наших дней
[Электронный ресурс]: (электронное учебное пособие): [для учащихся 9
классов]. – Пенза: Пензенский ин-т развития образования: АЛЮР. – 2009.
Культурные ландшафты в традициях народов Среднего Поволжья
(Пензенская область и Республика Мордовия): Учебно-методическое пособие:
https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2020/03/
Культурныеландшафты-в-традициях-народов-Среднего-ПоволжьяПензенская-область-иРеспублика-Мордовия-Учебно-методическоепособие.pdf
https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2020/03/Культурныеландшафты-в-традициях-народовСреднего-Поволжья-Пензенская-область-иРеспублика-Мордовия-Учебнометодическое-пособие.pdf
Кураев
В.В.
Октябрь
в
Пензе.
https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/04/В.-Кураев-Октябрь-вПензе.pdf
Лебедев
В.И.
«Загадочный
город
Мохши».
https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/04/В.И.-Лебедев-Загадочный-город-Мохши.pdf
Колышлейская энциклопедия, 1898–1996 [Электронный ресурс]: ист.
справ. о пос. Колышлей Пенз. обл. / [сост. Александр Ефенин]. —
URL: http://kolyshley.blogspot.ru/.
Лебедев В.И. «Легенда или быль. По следам засечных сторожей».
https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2016/12/В.И.-Лебедев-Легендаилибыль-По-следам-засечных-сторожей.pdf
Мурашов Д.Ю. Декабристы-пензяки. Спорно о бесспорном
https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2015/03/Декабристы-пензяки.pdf
Мурашов, Дмитрий Юрьевич. Александр Герцен и Пензенский край. – Пенза.
Мясников
Г.В.
«Город-крепость
Пенза».
https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2016/09/Г.В.-Мясников-Город-крепость-Пенза.pdf
Мясников
Г.В.
страницы
из
дневника.
https://dl.liblermont.ru/DL/Poluboyarov/Myasnikov.pdf/download/Myasnikov.pdf
Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)
https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.-А4.pdf 81 –
2020
https://dl.liblermont.ru/DL/November_20/Gercen_i_Penzenskij_kraj.pdf/
download/Gercen_i_Penzenskij_kraj.pdf
26
Пензенская
область.
Путеводитель.
https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2020/03/Пензенская-область.Путеводитель.pdf
Пенза.
Путеводитель.
https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2018/10/Пенза.Путеводитель..pdf
Пензенской
энциклопедии
в
3
томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Penz_enciklopediya_т1.pdf/download/
Penz_enciklopediya_т1.pdf;
Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Penz_enciklopediya_т2.pdf/download/
Penz_enciklopediya_т2.pdf
Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики:
М.
Издательство
ЗАО
«ФОН»,
2010.
http://www.suslony.ru/hist_librs/drevnosti_Penz.pdf
Пензенские губернские ведомости. Первое пятидесятилетие, 1838-1887:
отдел неофициальный: систематический свод статей, относящихся к
Пензенскому краю, хронологический и алфавитные указатели / сост. И. И.
Василев.
–
Пенза:
Губернская
типография,
1889.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Penzenskie_gubernskie_vedomosti_1_pe
tidestiletie.pdf/download/Penzenskie_gubernskie_vedomosti_1_petidestiletie.pdf
Славу Пензы умножившие: пенз. персоналия: [биогр. слов.: в 3 т.] /
Александр Васильевич Тюстин, Игорь Сергеевич Шишкин. – Пенза: Айсберг,
2012–2013.
https://dl.liblermont.ru/search/result?q=%2btitle%5bСлаву+Пензы+умножившие
%5d&c=2
Спасская летопись \ Н.И. Забродина, В.А. Мочалов, О.А. Сушкина, М.В.
Сушкин
/Под
редакцией
Н.И.
Забродиной.
http://travelclubonline.ru/data/documents/Spasskaia_letopis.pdf
Савин О. Пенза литературная. https://disk.yandex.ru/i/dEpnmHNp32PKPU
Тюстин А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы
умножившие.
Т.
3
(У-Я),
дополнения
(А–Т).
https://penzagorod.ru/download/doc3_text_117_114816_penzenskayapers.pdf
Шварёв В. Борьба за установление и упрочение Советской власти в
Пензенской губернии. https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2015/04/В.Шварев-Борьба-за-установление-и-упрочение-Советской-властивПензенской-губернии.pdf
27