МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Районный Отдел Образования МОУ ООШ с. Невежкино Белинского РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 25.08.2024г СОГЛАСОВАНО на заседании педсовета протокол№1 от 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО директор школы Каратаева В.И. приказ №77 от 30.08.2024г. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ СТРЕЛОК» Направление: спортивно-оздоровительное Виды деятельности: игровой, спортивно – оздоровительный Возраст обучающихся:5-9 классы Разработчик: Струнин Иван Сергеевич, учитель ОБЗР Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Юный стрелок» физкультурно-спортивного направления разработана в соответствии авторской программой кружка «Стрелковые кружки», автор А.С.Кузнецов, 1987 год и на основе методического пособия «Стрельба из пневматических винтовок», предназначенного для военно-патриотических клубов (объединений), кадетских государственных общеобразовательных учреждений. Стрелковый спорт в нашей стране является одним из популярных видов спорта. Особенно большой популярностью он пользуется среди молодежи и школьников, которые с увлечением отдают свое свободное время этому замечательному виду спорта. Учащиеся, приступив к занятиям стрелковым спортом, входят в новый для себя детский коллектив. Правильно поставленная в спортивном коллективе воспитательная работа способствует развитию у ребят таких необходимых качеств, как отношение к труду, коллективизм, дисциплинированность, дружба, товарищество. Стрелковый спорт воспитывает смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность, самостоятельность. Соревнования и сопутствующее им эмоциональное возбуждение являются проверкой характера юного спортсмена, его спортивно-технической подготовки и волевых качеств. Доставляя радость или огорчение, они мобилизуют стрелка на дальнейшее совершенствование, на проявление значительных усилий для самовоспитания. Доступной формой массового обучения школьников приемам стрельбы является стрельба из пневматических винтовок. Преимущества пневматического оружия: доступность приобретения, хранения, невысокая стоимость винтовки и пулек к ней; возможность использования школьных помещений для стрельбы; небольшой вес оружия, позволяющий привлекать к обучению стрельбой школьников с 10-летнего возраста. Эти преимущества дают возможность успешно решать задачи развития стрелкового спорта в школе. Стрельба из пневматического оружия на короткую дистанцию значительно расширяет возможности тренировок стрелков-спортсменов. Отсутствие принципиальных различий в технике производства выстрела из пневматического и огнестрельного оружия позволяет применять навыки и умения, сформированные стрельбой из пневматического оружия, при дальнейшем обучении стрельбе из малокалиберного и боевого оружия. Стрельба из пневматического оружия, проводимая на начальной стадии подготовки, оказывает непосредственное влияние на дальнейшее спортивное совершенствование стрелка. По существу начальное обучение стрельбе из пневматической винтовки проводится в следующей последовательности: ознакомление с понятием выстрела, приемами и правилами меткой стрельбы, овладение основами техники производства прицельного выстрела. Учебно-тренировочная работа с обучающимися строится с учетом режима школьного дня. Дети допускаются к практической стрельбе можно только после того, как они научатся обращаться с пневматическим оружием, усвоят «Инструкцию по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб в тирах и на стрельбищах». Занятия проводятся согласно программе по тематическому плану с соблюдением основных педагогических принципов обучения: сознательности, активности, индивидуальности, доступности, систематичности. В области теоретической, технической, тактической и психологической подготовки ставится задача: расширить объем знаний, научить занимающихся анализировать свои действия, научить их понимать, из каких компонентов складывается производство точного и меткого выстрела. В конце обучения рекомендуется чаще практиковать тренировки, приближенные к условиям соревнований, больше участвовать в соревнованиях. Теоретическая подготовка знакомит кружковцев с правилами соревнований, с элементами производства меткого выстрела, с необходимостью выполнения большого объема тренировок для достижения высоких спортивно-технических результатов. Техническая подготовка ставит задачи: найти для каждого занимающегося рациональную изготовку для производства точного выстрела, научить его правильной работе мышц-сгибателей фаланг указательного пальца, нажимающего на спусковой крючок оружия. В конце подготовительного периода со спортсменами, имеющими достаточную техническую подготовку, рекомендуется периодически проводить занятия в условиях, приближенных к соревнованиям. Физическая подготовка необходима для повышения функциональных возможностей организма, для всестороннего гармоничного развития стрелка-спортсмена. Общая физическая подготовка должна служить основным средством активного отдыха занимающихся, устраняющим застойные явления в организме спортсмена. Могут быть рекомендованы: подвижные игры, умеренный бег по пересеченной местности, плавание, лыжи, коньки, турпоходы и обязательные регулярные занятия утренней гимнастикой. Психологическая и тактическая подготовка проходит в процессе всего обучения. Постепенно, от занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный материал, что развивает мышление, способствует проявлению волевых качеств, помогает добиваться поставленной цели. Приобретенные занимающимися знания, хорошая техническая и физическая подготовка делают их более уверенными в своих действиях. Всесторонняя подготовка поможет спортсменам в дальнейшем принимать более правильные решения в условиях соревнований. В процессе занятий одновременно решаются и воспитательные задачи, такие как чувство ответственности перед коллективом, добивается от обучающихся сознательного и добросовестного отношения к своим обязанностям, организованности и дисциплины, уважения к старшим. Необходимое условие успешной воспитательной работы - четкая организация занятий, высокая требовательность преподавателя к занимающимся, соблюдение норм поведения на занятиях, в школе и в быту. Программа разработана с учетом: - использования имеющегося в наличии школы простейшего спортивного инвентаря; - освоения простейших упражнений, выполнение которых из школьного оружия в условиях соревнований дает право на присвоение спортивного разряда. Цель программы: воспитание гармонически развитой личности, с развитыми умениями и навыками во владении оружием, готовой к защите Родины. Задачи программы: - воспитывать у обучающихся отношение к труду и общественной собственности, чувство ответственности перед коллективом, - формировать сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, организованность и дисциплину, уважение к старшим, - добиваться соблюдения норм поведения на занятиях, в школе и в быту, -научить детей ориентироваться в сложных ситуациях, -дать понятие об азах воинской службы, -научить детей пользоваться пневматической винтовкой и изучить меры безопасности при обращении с оружием, правилам прицеливания, изготовки к стрельбе и производства выстрела, -познакомить с устройством АК-74, - развивать у ребят коллективизм, дисциплинированность, товарищество, - воспитывать смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность, самостоятельность. Возраст обучающихся: 10-16 лет (обучающиеся 4-11 классов). Срок реализации программы: 1 год. Группа состоит из 15 учащихся 4-11классов. Режим занятий группы 1 раз в неделю, 35 часов в год. Длительность занятия 40 минут. Занятия проводятся в школьном тире, кабинете ОБЖ в форме теоретических и практических занятий, соревнований, зачетов, игр, изучения документов. Безопасность при проведении стрельбы обеспечивается четкой ее организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы. В плане работы кружка учтено проведение нескольких соревнований, как внутренних — классификационных (на первенство кружка и т. п.), так и массовых (на первенство школы). Это необходимо для популяризации стрелкового спорта среди учащихся, показа работы и достижений кружка, привлечения новых ребят к занятиям стрелковом спортом. Массовые соревнования проводятся при самом активном участии членов стрелкового кружка. Темы теоретических и практических занятий адаптированы с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, направлены на воспитание патриотизма и в дальнейшем на подготовку к защите Родины. В конце года подводятся итоги практических навыков и теоретических занятий методом проведения соревнований на первенство кружка, школы. Результаты реализации программы Ожидаемый результат: - сформированное отношение у обучающихся к труду и общественной собственности, чувства ответственности перед коллективом; - сформированное у обучающихся сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, организованности и дисциплины, уважения к старшим; - соблюдение норм поведения на занятиях, в школе и в быту; - выполнение нормативов «Начинающий стрелок» и «Юный стрелок» по итогам занятий. К концу года обучающиеся должны овладеть навыками стрельбы из пневматической винтовки в соответствии с нормативами. Нормативы (оценки) за выполнение упражнений по стрельбе 1-ое упражнение по спортивной стрельбе из пневматической винтовки. - цель – спортивная с кругами мишень "П", на 10м и 5м; - расстояние до цели – 10м или 5м (в зависимости от мишени); - количество пулек – 6(3+3) шт., (три пробных выстрела и три – зачетных); - время на стрельбу – неограниченное; - положение – сидя, с руки. Оценка: "отлично" – выбить 22 очка, в том числе попасть тремя выстрелами в черный круг; "хорошо" – выбить 16 очков, в том числе попасть двумя выстрелами в черный круг; "удовлетворительно" – выбить 12 очков, в том числе попасть одним выстрелом в черный круг. 2-ое подготовительное упражнение по стрельбе из пневматической винтовки. - цель – грудная фигура, мишень № 6г и ростовая фигура мишень № 8г; - расстояние до цели – 10м; - количество пулек – 5(3+2) шт., (три выстрела по мишени №6г и 2 – по мишени №8г); - время на стрельбу – неограниченное; - положение – сидя (лежа), с руки. Оценка: поразить обе цели, при этом мишень № 6г поразить: "отлично" – тремя выстрелами; "хорошо" – двумя выстрелами; "удовлетворительно" – одним выстрелом. Учебно-тематический план № Наименование разделов 1 2 3 Пневматическое оружие Подготовка к стрельбе Учебно-тренировочные занятия. Подготовка к стрельбе Производство выстрела Учебно-тренировочные стрельбы. Итого 4 5 Всего 17 Количество часов теория 1 1 5 1 1 1 9 1 Количество часов практика 5 9 3 14 Календарно – тематическое планирование«ЮНЫЙ СТРЕЛОК» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема занятия Кол-во часов дата По факти плану чески Пневматическое оружие 1 час Пневматическое оружие 1 Подготовка к стрельбе 2 часа Подготовка к стрельбе 1 Подготовка к стрельбе 1 Производство выстрела 2 часа Производство выстрела 1 Производство выстрела 1 Учебно-тренировочные занятия. Подготовка к стрельбе Учебно-тренировочные занятия. 1 Подготовка к стрельбе Учебно-тренировочные занятия. 1 Подготовка к стрельбе Учебно-тренировочные занятия. 1 Подготовка к стрельбе Учебно-тренировочные занятия. 1 Подготовка к стрельбе Учебно-тренировочные занятия. 1 Подготовка к стрельбе Учебно-тренировочные стрельбы. Учебно-тренировочные стрельбы. Подготовка в стрельбе, производство выстрела Учебно-тренировочные стрельбы. Подготовка в стрельбе, производство выстрела Учебно-тренировочные стрельбы. Учебно-тренировочные стрельбы. Учебно-тренировочные стрельбы. Учебно-тренировочные стрельбы. Учебно-тренировочные стрельбы. Соревнования на перенство школы 1 1 1 1 1 1 1 примеча ние Содержание программы 1. Вводное. Меры безопасности при обращении с оружием. Содержание основных положений мер техники безопасности при обращении с оружием. Инструктаж по мерам безопасности при обращкнии с оружием. 2. Пневматическое оружие. Назначение и история создания пневматического оружия. Основные виды пневматического оружия и использовании его в повседневной жизни. 3. Подготовка к стрельбе. Упражнения для правильной позе при стрельбе. 4. Производство выстрела. Упражнения на внимание, самоконтроль. 5. Учебно-тренировочные занятия. Подготовка к стрельбе. Практические занятия. Порядок изготовки к стрельбе, выбор позы, хватка оружия, выбор точки прицеливания, способы прицеливания и контроля положения мушки и цели, заряжение оружия. 6. Учебно-тренировочные стрльбы. Производство выстрела Практические занятия. Порядок производства выстрела, плавный нажим на спусковой курок, контроль дыхания, способы самоконтроля. Соревнования на перенсво кружка и школы. 7. Итоговое занятие. Подведение итогов занятий, определение лучших обучаемых, награждение грамотами. Приложение № 2 Разрядные нормы по стрельбе пулевой: Пневматические винтовки, пули ДН или ДЦ, прицел открытый Индекс упражнения «Начинающий Стрелок» «Юный стрелок» «Меткий стрелок» «Снайпер» Положение для стрельбы Дистанция м Сидя или стоя С опорой на стол (5 выстрелов) С опорй о стол (20 выстрелов) Стоя (20 выстрелов) Стоя. С колена. (40 выстрелов 20\20) 5 Спортивные разряды Переход 3-й 2-й ной 1-й 40 10 130 150 170 10 ПО 130 150 10 310 330 350 Перечень учебно-методических средств обучения Литература 1. Пневматическая винтовка МР-512. Техническое описание и инстукция по эксплуатации. Тула 2000г. 2. А.С.Кузнецов программа кружка «Стрелковые кружки», 1987г. 3. Методическое пособие «Стрельба из пневматических винтовок», предназначеного для военно-патриотических клубов (объединений), Кадетских государственных общеобразовательных учереждений. –департамент образования г. Москвы ЗОУО ГОУ Детский (юношеский) центр «Патриот», Москва 2011 год. Матерально-техническое обеспечение: 1. Тир школьный. 2. Винтовки пневматические в количестве – 4 шт. 3. Сейф для хранения оружия – 1 шт. 4. Пульки для стрельбы из пневматического оружия. 5. Мишени бумажные (разные). 6. Подставки ростовые.